Средний формат с прицелом на цифру

mamiya_645DF_h

shshop_wbg_orangeЧасто спрашивают, какую систему предпочесть, чтобы сделать пробные шаги на ниве среднего формата. Обычно советую для начала поработать с относительно недорогими пленочными СФ-камерами, чтобы понять насколько оно вообще «ваше» — и лишь затем сделать осознанный выбор (может ведь так случиться, что вы больше не захотите прикасаться к цифре вообще). О цифрозадниках я уже рассказывал, настало время уделить немного внимания и самим камерам.

На время оставим за скобками всякую «экзотику», сосредоточившись на более-менее автоматизированных системах — как наиболее подходящих для первого знакомства. Забегая немного вперед скажу, что не стоит ожидать от СФ-камер (даже ныне производимых) всего того, что мы видим в бурно развивающемся мире цифрозеркалок и системных компактов. Вполне возможно вас разочаруют некоторые моменты: неторопливый и шумный автофокус, приличные размеры и вес, спартанский набор регулировок и различимую невооруженным взглядом «отсталость» от фонтанирующей новинками фотоиндустрии. Но кажущуюся чрезмерной простоту и все же не стоит причислять к недостаткам – здесь ставки делаются не на скорость и технологический фарш, а на качество получаемых исходников. Поэтому если вы не обнаружите в камере какой-нибудь горячо любимый съемочный режим, не спешите изливать свое разочарование на фотоформуах. Эти инструменты создавались профессионалами для профессионалов, они достойны более вдумчивого изучения. Ну а я постараюсь, как смогу, помочь вам сориентироваться в этих незнакомых водах.

Для начала несколько общих черт, которые объединяют большинство среднеформатных камер, ориентированных на цифру:

  1. СФ-аппараты тяжелее и габаритнее камер 35-го формата. Данное обстоятельство обусловлено прежде всего немалым размером кадрового окна и большим рабочим отрезком. Вес оптики соотвествующий (зато много металла).
  2. Стандартом для цифро-СФ является 645-й формат (размер кадра 6х4.5 см). Во времена расцвета пленки наибольшее распространения получил формат 6х6 см., однако автоматизация съемочных процессов привела к необходимости искать более компромиссные (в плане веса/размеров) решения — 645-й идеально подошел на роль «золотой середины».
  3. Имеющийся в наличии автофокус кроме как «прошлым веком» не назовешь.Так уж получилось, что дорогущий цифро-СФ мало кто использует для репортажа, поэтому прогресс сюда давно не заходил. 50 точек фокусировки? Забудьте.
  4. Цифрозадник и камера, как правило, имеют раздельные источники питания. Производители задников закладывали максимум совместимости в свои агрегаты, что потребовало наличие независимого энергоресурса нужной мощности. Исключение составляет системы Hasselblad H и Leaf AFi, где питание всей системы обеспечивает один аккумулятор.
  5. Скорость съемки в лучшем случае 1.5 кадра в секунду. Дело не только в камере — за ней еще должен поспеть цифровой задник, перелопачивающий море информации.

А теперь пройдемся по конкретным системам.

 

1. CONTAX 645

contax_645Марка Contax (Kyocera) уже долгие годы пользуется уважением и любовью фотографов. Несмотря на то, что средний формат у контакса представлен всего лишь одной камерой (причем ее единственной версией Contax 645 AF), система получилась исключительно удачной и долгоживущей. Отличная эргономика, качественный и крепкий конструктив, и самое главное – шикарная оптика Carl Zeiss с рядом совершенно уникальных объективов в линейке. Даже внешний вид камеры не потерял своей актуальности – плавные обводы корпуса, черный цвет и общее внимание к деталям весьма располагает (ощущения примерное такие же, как от авто бизнес-класса).

К величайшему сожалению, камера официально уже не производится, однако в ряде сервисов (особенно на родине контакса – в Японии) можно починить практически любую поломку. Плюс к этому на вторичке пока не проблема купить запасную тушку или объектив, причем нередки случаи, когда на продажу выставляются вещи в состоянии «муха не сидела». Система Contax 645 AF является полностью модульной, т.е. отсоединяется практически все: призменный видоискатель/шахта, пленочный/цифровой задник, объективы. Данное обстоятельство делает камеру универсальной – снимай хоть на пленку, хоть на цифру, хоть на все вперемежку. Причем интерфейс для «общения» с цифрозадником предусмотрен изначально, никаких доработок и тюнинга не потребуется. С типом крепления Contax 645 было выпущено немало задников – среди них Kodak (модель Pro Back 645C), вся линейка Phase One (причем даже современные модели), Sinar.

Достаточно широк выбор родной автофокусной оптики, через недорогие механические переходники (затвор в камере фокальный) цепляются объективы от Hasseblad V, Pentacon Six и других систем формата 6х6 и больше. Помимо этого, Kyocera произвела немалое количество дополнительных компонентов для данной системы: вакуумный задник для 220-й пленки 220, батарейная ручка, макромеха, шахтный видоискатель, кронштейн с доп. хватом для вспышки, сменные фокусировочные экраны и т.д. При наличии желания и средств (систему бюджетной не назовешь даже в наше время) есть куда разгуляться.

Есть у данной камеры и свои минусы — куда ж без них. Во-первых, довольно медленный и не всегда уверенный автофокус – это при том, что фокусировочный привод расположен в объективе и использует ультразвуковые моторы (!). Производитель любил парировать это обстоятельство словами «медленно, зато точно», что плохо объясняет неуверенность автофокуса при сколько-нибудь существенном недостатке света. Впрочем, камера задумывалась как студийная – про ловлю черных кошек в потемках речь не шла изначально. Да и по большому, правда слегка темноватому, экрану видоискателя вполне реально фокусироваться вручную (многие так и делают, вывешивая автофокус на отдельную кнопку). В любом случае строчить очередями не получится – будете больше времени уделять построению кадра.

Другим серьезным недочетом является батарея. Во-первых, используется относительно редкий сегодня тип «лития» 2CR5. Но что гораздо печальнее – одной батареи хватает очень ненадолго, особенно при активном использовании автофокуса. В некоторых экземплярах (практика показывает, что не все тушки страдают этим в равной степени) неприлично высокий ток утечки высаживает абсолютно здоровую батарею за пару-тройку недель. Сие досадное обстоятельство нивелируется покупкой батблока MP-1, в который засаживаются стандартные АА-аккумуляторы.

Можно упомянуть про относительную дороговизну и редкость задников с креплением Contax 645, теоретически ту же фазу можно отправить на «пересадку» интерфейса (данная операция предусмотрена производителем, хоть и не дешева) – в общем случае, задники для контакса стоят на 10-20% дороже своих аналогов. Некоторые сетуют на незащищённые ламели затвора, которые легко повредить при неаккуратной смене задника. Ну а иные до сих пор ломают зубочистки в извечном споре о «Zeiss: немец vs. японец?»

Contax 645

Что радует:

  • Продуманная и развитая система, большое количество аксессуаров
  • Обширный парк оптики Carl Zeiss, разработанный специально для Contax 645
  • Удачная эргономика и конструктив, высокая надежность системы в целом
  • Наличие фокального затвора в камере, что позволяет использовать объективы других СФ-систем (формат 6х6 и больше) через недорогие переходники
  • До сих пор полноценно поддерживается производителями цифрозадников

От чего грустно:

  • Выпуск системы прекращен, возможны проблемы с обслуживанием/ремонтом
  • Одна-единственная модификация камеры
  • «Так себе» автофокус, сдающий при малейшем недостатке света
  • Относительная дороговизна на вторичном рынке (следствие неослабевающей популярности)

Стоит ли эта камера тех денег, которые за ее просят? Безусловно! Но не надо забывать, что речь идет о системе, которая уже в прошлом.

 

2. HASSELBLAD V/H

hass_cfv39Если вы не слышали про Виктора Хасселблада, лучше не упоминайте об этом в приличном фотографическом обществе – будете осмеяны, а затем нещадно биты. Шутка, конечно, но… Небрежно кинутое «пойду, поснимаю на хассель…» прибавляет тысячу пунктов к ЧСВ и немедленно повышает градус зависти пасущихся неподалеку фотолюбителей – что ни говорите, а иметь систему Hasselblad приятно и даже полезно (например, как повод для задирания ценника на свои фотоуслуги). Если есть возможность пролить на себя немного божественного света — почему же этим не воспользоваться? Клиент будет впечатлен и его рука сама потянется к кошельку. Впрочем, отойдем от лирики и постараемся дать трезвую оценку одному из самых многочисленных и знаменитых среднеформатных семейств.

Не вдаваясь в тонкости фамильной генеалогии можно выделить два больших семейства, с которыми дружит цифра: Hasselblad H и Hasselblad V (о 200-й серии тактично умолчим — слишком много нюансов для новичка). К первому принадлежат механические и частично механизированные «тру-шведы» с «тру-немецкой» оптикой Carl Zeiss — причем нетленную классику в виде Hasselblad 503CW можно было купить с конвейера еще год назад. И даже прицепить к ней вполне актуальный по характеристикам цифрозад Hasselblad CFV50, выполненный в той же эстетике сверкающего хрома. Однако V-хассели имеют одно существенное «но» — это механические камеры с минимальной автоматизацией. Автофокусом и программными режимами экспозиции здесь не пахнет (а без замерной призмы или экспонометра вы не получите даже экпопары) – все выставляется ручками перед каждым кадром.

В жирных плюсах: возможность снимать 6х6 на пленку и наслаждаться неповторимым рисунком немецких V-цейсов. На V-хассели также можно прицепить практически любой задник (данный тип крепления до сих поддерживается практически всеми производителями СФ-цифры), включая фирменные Hasselblad CFV16/39/50. Но для любителей строчить очередями с локтя такой вариант мало подходит – поэтому в Hasselblad решили пойти дальше и запилить H-серию.

Hasselbald V

Что радует:

  • В недалеком прошлом одна из самых популярных СФ-систем, огромное количество всевозможных аксессуаров
  • Высочайшее качество изготовления и сборки, шикарный «ретро-вид», надежность и простота
  • Оптика Carl Zeiss немецкого производства
  • Для СФ система очень компактна и относительно легковесна
  • Помимо цифры, можно снимать на пленку (формат 6х6 и меньше)
  • Центральный затвор в объективах позволяет синхронизировать импульсный свет на всем диапазоне выдержек
  • Под Hasselblad V можно найти/адаптировать практически любой цифрозадник
  • Доступность на вторичном рынке, цены заметно снизились за последнее время

От чего грустно:

  • Выпуск системы недавно был полностью свернут, в будущем возможны проблемы с ремонтом
  • Невысокая дуракоустойчивость, требует аккуратного отношения
  • Отсутствие электроники-помогайки, требуются «прямые руки»
  • Заточена под очень неспешный ритм съемки, штатив более чем желателен (сильные вибрации от зеркала)
  • Минимальная выдержка в центральных затворах — всего 1/500с
  • Для сопряжения цифрозадника требуется подключение внешнего синхрокабеля
  • Как ни крути, а дешевой систему не назовешь (легендарность и мода на «ламповый звук» берет свое)

hass_H5D50cСистема Hasselblad H изначально затачивалась под студийную атмосферу, с заделом на цифру. Как и Contax 645AF, и даже в большей степени, камера напичкана электроникой – все для того, чтобы фотограф не отвлекался на чисто механические действия. К эргономике никаких претензий, камера сидит в руках как влитая. Будучи родоначальником модульных фото-систем, Hasselblad не изменил себе и тут – в считанные секунды можно заменить практически любую часть камеры. На сегодняшний момент поднялось уже пять поколений данной камеры (H1–H5). В общении камера более чем приятна – огромный светлый видоискатель со всей нужной информацией, лучший в своем классе автофокус (но все же далекий от цифрозеркалок), полноценное сопряжение с цифрозадниками.

Центральный затвор в каждом объективе делает возможной синхронизацию на всем диапазоне выдержек, вплоть до 1/800. Оптика от Fujifilm (вот такой глобализм), хоть и субъективно проигрывает «немцам» в плане рисунка, но зато предельно резкая и техничная начиная с открытых. Хорошо это или плохо мы рассуждать не будем – клиент стабильно голосует кошельком в пользу резких и детализированных изображений, лишь изредка отвлекаясь на «боке». Одним словом все логично, продумано и выглядит соответствующе — эдакий миниатюрный рояль, сверкающий лаком.

Тем не менее, покупая этот «рояль», фотолюбителю придется залезть в довольно колючие кусты. Ценник на любой компонент системы валит лошадь с ног только своим видом, ибо процент на маркетинг Hasselblad закладывает колоссальный. Тушка, призма, объективы — все это имеет свой ресурс в виде «счетчика срабатываний», по исчерпании которого приходит ожидание неотвратимого. Недаром фотографы, снимающие на Hasselblad с целью зарабатывания денег, вместе с камерой покупают расширенную гарантию на несколько лет. К примеру, предельный ресурс в 10000-20000 «щелчков» является нормой для центральных затворов в Н-объективах, многие не пробегают и половины этого пути – вот тут-то незадачливого покупателя б/у и подстерегает главная засада в лице шведского евроремонта. А еще там нет никакой пыле- и влагозащиты, так что придется аккуратнее под дождичком. Если такие перспективы не отвратят от покупки б/у-варианта, то не стоит забывать еще об одном существенном обстоятельстве.

Система Hasselblad H является закрытой и сторонние цифрозадники, будь то Phase One или Sinar, можно будет использовать только с первыми 2-мя поколениями камер: H1 и H2 (к этим, кстати, можно прицепить и пленкозад). В виде реверанса отпетым консерваторам также были выпущены H4X и H5X, которые совместимы практически (есть и неприятные исключения) с любой цифрой, пристегнутой на корму. Для всего остального выбор ограничен только родной линейкой задников. Другим ограничивающим фактором может быть отсутствие какого-либо затвора в самой тушке, что принуждает пользоваться исключительно «родной» HC-оптикой. Через специальный адаптер можно поставить объективы от «механики» Hasselblad V (CF, CFi, CFE, CB, C) – но пользоваться такой связкой на практике очень неудобно. А про беззатворные объективы можно вообще забыть.

Отсюда логичный вывод – систему лучше брать проверенным комплектом, а не собирать с барахолок по частям. Бо шансов на благополучное погружение в СФ-нирвану будет существенно больше.

Hasselblad H

Что радует:

  • Актуальная и активно развивающаяся система, нет проблем с поддержкой
  • Высокое качество (с точки зрения техничности) родной оптики
  • Превосходная эргономика и уровень автоматизации, общий комфорт работы
  • Вполне приличный автофокус, один из лучших в классе
  • Питание системы «камера + задник» осуществляется от одной батареи
  • Центральные затворы в оптике позволяют синхронизировать внешний свет на всем диапазоне выдержек

От чего грустно:

  • Система весьма недешева в обслуживании, т.к. рассчитана на коммерческие студии с приличными оборотами
  • Из-за отсутствия затвора в самой камере использование сторонней оптики проблематично
  • Неважный в целом автофокус, требующий достаточного количества света
  • Максимальная выдержка не превышает порога 1/800с
  • В настоящий момент система Hasselblad H является закрытой, поддерживаются только родные цифрозадники («универсал» H4x в свободной продаже не найти)
  • Невысокий ресурс компонентов системы, необходимость регулярных визитов в офсервис

Надо ли брать? Ответ зависит от целей и размеров кошелька. Система Hassleblad H, конечно, является своего рода стандартом в мире цифро-СФ и используется многими фотографами с раскрученным именем. Однако хоббистам придется крепко подумать – а стоит ли она того? Ведь «дорого» не значит «лучше».

С другой стороны, есть более доступный Hasselblad V — чистой воды «механозавр», но зато более приемлемый по цене и совместим с кучей цифрозадников. Что касается личных рекомендаций, то из H-системы я бы остановился на б/у H2 (новой H4x, если «деньги — не вопрос»), или классических «кубиках» 501СM/503CW. Родные задники конечно неплохи, но проигрывают тем же Phase One по ряду параметров.

P.S. Для тех, кто хочет основательнее раскопать тему Hasselblad’а могу рекомендовать отличный труд Бориса Бакста под названием «Hasselblad — полное досье для российского фотографа«.

 

3. MAMIYA / PHASE ONE

PO_DFКак и многие другие производители фотокамер, японская Mamiya решила выпестовать свою «цифру» из вполне удачной пленочной системы Mamiya 645AF — первой ласточкой стала модель Mamiya 645AFD (приставка «D» недвусмысленно указывает на «digital»). Вслед за ней последовали AFDII и AFDIII, а затем произошла смена владельца брэнда и ныне данные камеры выпускаются под маркой Phase One (да-да, тот самый производитель цифровых задников). И если раньше Mamiya играла на вторых-третьих ролях, то теперь Phase One уверенно теснит Hasselblad на рынке фотографического hi-end’а. Как уже говорилось, цифровая поступь Mamiya началась с модели 645AFD. Но если вы собираетесь «поженить» свою камеру с Phase One, Leaf или Sinar рекомендуется брать AFDII и новее — новые модели работают с цифрозадниками более стабильно (будет меньше зависаний и прочих нестыковок). Стоит также отметить, что начиная с модификации DF была безвозвратно утрачена связь с пленочным прошлым. Говоря о ранних поколениях этих камер можно уложиться в несколько слов: недорогие, надежные, аскетичные. В них нет изящества и продуманности «контаксов», равно как и «хасселевского» гламура — эдакие рабочие лошадки, пашущие с утра и до заката.

Бросаются в глаза многочисленные упрощения вроде несъемного видоискателя (о шахте можно забыть сразу) и малого количества кнопок/рычажков. При включении не играет гимн, на дисплее не крутится анимация – камера лишь дает знать, что готова приступить к съемке. И знаете, несмотря на эту грубоватую простоту, все работает как надо. Техника отходит на второй план, позволяя полностью окунуться в съемочный процесс. А что еще надо когда музы ласково вешаются тебе на шею? Работать не отвлекаясь ;)

Камера оснащена фокальным затвором ламельного типа, что разом снимает ограничения по минимальной выдержке (1/2000 или 1/4000) и возможности использования сторонней оптики. К слову, родная мануальная (система обладает обратной совместимостью с другими модульными камерами Mamiya 645-го формата) и автофокусная оптика весьма недурна — при этом радует своей ценой на вторичном рынке. А если говорить о сегодняшнем дне, то Phase One может похвастаться линейкой профессиональных объективов Schneider-Kreuznach с интегрированным центральным затвором – впрочем, данные объективы отнюдь не дешевы и работают лишь на одноименных камерах с индексом DF. Из недостатков можно отметить громко жужжащий автофокус, который самым наглым образом отрицает прогресс в виде бесшумных ультразвуковых/шаговых приводов. Качество сборки тоже временами вызывает вопросы – на некоторых экземплярах встречается существенный люфт вставки батарейного отсека (кстати, для питания используются обычные АА-«пальцы»). Пожалуй, это и все — разного рода мелочи не в счет.

Mamiya

Что радует:

  • Доступная и поистине универсальная система с лучшим соотношением цена/качество
  • Широкий выбор родной оптики (от мануальной до автофокусной)
  • Наличие фокального затвора в камере, что позволяет использовать объективы других СФ-систем (формат 6х6 и больше) через недорогие переходники
  • Отличная совместимость системы c цифрозадниками разных поколений и производителей
  • Низкая цена на вторичке (справедливо для камер старых поколений)

От чего грустно:

  • Старые камеры не совместимы с новыми объективами
  • Шумный и не всегда быстрый автофокус
  • Несколько тяжеловата

Систему Mamiya/Phase One можно с полным правом считать одной из наиболее удобных и доступных на сегодняшний день, а модель Mamiya AFD II – безоговорочным лидером данного обзора

{продолжение следует…}

  • Здравствуйте, Антон!
    Решил тоже наведаться к вам и изучить материал более плотно, как вы и предлагали.
    В данной статье нашёл несколько ошибок ибо система Mamiya 645 мне довольно-таки родная.
    1. «ограничения по минимальной выдержке (здесь она составляет 1/2000с)». Я не знаю, про какую именно камеру из Мамий вы пишите, но Mamiya AFD III (моя) и все следующие имеют выдержку 1/4000.
    2. «начиная с модификации AFDIII была безвозвратно утрачена связь с пленочным прошлым». Это не так, к моей камере прилагается плёночный задник. И полароидный тоже.
    3. «линейкой профессиональных объективов Schneider-Kreuznach с интегрированным центральным затвором – впрочем, данные объективы отнюдь не дешевы и работают лишь на новых камерах с индексом DF.». Эти объективы совместимы с моей AFD III (c AFD II — нет).
    4. «громко жужжащий автофокус». На DF+ вполне скромно жужжит. Его улучали постепенно во всех моделях.
    5. » AFD был существенный люфт батарейного отсека». У меня люфта нет на AFD III, встает хорошо. На DF+ всё встает с точностью до половины миллиметра, что доставляет некоторое неудобство.

  • dofmaster

    Спасибо за справедливые замечания — внесу соотв. изменения/пояснения.