ZF одобрить, в ZE отказать

Многие из тех, кто перескакивает на дискретную оптику Zeiss почти shshop_wbg_orangeникогда не задумываются о том, какой выбрать байонет. Казалось бы, что тут выбирать? Если основная рабочая камера Canon — то берем ZE,  для Nikon’а годится только ZF… Оно, в принципе, и правильно — родная рубашка как бы ближе  к телу. Однако посмотрим на это с несколько другого ракурса.

Почти каждый фотографирующий индивид в определенный момент своей жизни испытывают непреодолимое желание попробовать другую систему (поиски вдохновения в новой оптике, другая цветопередача и т.д.). Если с вами такого еще не случалось – будьте уверены, рано или поздно вас все равно накроет J Вопрос лишь в том, насколько серьезно. Одни просто докупают себе недорогой «пробник» с альтернативным байонетом, другие начисто сливают всю систему и затариваются новым брэндом. В особо тяжелых случаях фотолюбитель взваливает на себя ярмо сразу нескольких систем и вынужден дублировать наиболее ходовые фокусные на всех камерах.  Что, как нетрудно догадаться, весьма накладно – да и места для хранения такого количества фотобарахла требует изрядного.

А причем тут Zeiss, спросите вы? При смене системы все равно придется покупать новые объективы… При определенных обстоятельствах – да, придется. Если вы снимаете преимущественно динамику и без штатива, то автоматика (хотя бы электронная прыгалка) необходима как воздух. Для пейзажиста оперативность уже не является определяющим фактором – при вдумчивой съемке со штатива почти всегда есть минута-другая на «дошлифовку» кадра. При наличии live-view возможность увидеть практически готовый результат на экране вообще трудно переоценить. Зажал диафрагму до рабочего значения и сразу видно что попало в ГРИП, а что нет. Если вы уже имели дело с современной оптикой Zeiss, то наверняка оценили ее великолепные оптические качества, компактные размеры и неубиваемый металлический конструктив. При том при всем, Zeiss придерживается «ретроградских» традиций – в линейке оптики для зеркальных камер вы не найдете автофокусных объективов. Максимум автоматики – электронная прыгающая диафрагма в вариантах под Canon и специальный чип, который передает в камеру информацию о фокусном расстоянии и диафрагме.

Здесь стоит сделать маленькое отступление и быстро пробежаться по особенностям байонетов различных систем. До появления электроники в первых пленочных фотокамерах связь между объективом и тушкой была исключительно механической. Со временем ситуация начала меняться – где-то в 70-х электроника стала достаточно компактной и экономичной, что привело к массовой «электрификации устройств». Canon один из первых (начиная с серии EF) стал размещать приводы фокусировки и диафрагмы в самом объективе. Что характерно, интерфейс обмена информацией между камерой и объективом был тщательно засекречен и закрыт многочисленными патентами. Все, приехали! Оптику Canon использовать на сторонних фотографических системах стало практически нереально. Масла в огонь подлил еще тот факт, что Canon решил использовать мЕньший (по отношению к тому же Nikon, например) рабочий отрезок в 44мм, что к электронной несовместимости добавило еще и механическую – разве что придет в голову безумная мысль накрутить объектив Canon на дальномерную Leica. Впрочем, пытливые умы уже совладали с электронной частью и вовсю клепают переходники типа Canon EF – Micro ¾ или Canon – Sony NEX с поддержкой автофокуса, диафрагмы и оптических стабилизаторов. Однако из-за рабочего отрезка использование оптики Canon на сторонних зеркальных системах невозможно без «потери бесконечности».

Слева — ZE (Canon EF), справа — ZF (Nikon F). Обратите внимание на наличие механического кольца диафрагмы в ZF-версии.

Другое дело Nikon. Эти ребята до самого последнего времени ставили в свои объективы механические кольцо и поводок диафрагмы, изменив данной традиции относительно недавно (серия G уже не позволяет изменять диафрагму с объектива, хотя поводок остался механическим). При этом до сих пор производится и продается достаточное кол-во «старой доброй механики», не говоря уже о неисчерпаемых возможностях вторичного рынка. Плюс ко всему, рабочий отрезок байонета Nikon F составляет целых 46.5мм – что больше чем у любой другой современной зеркальной системы. Это означает, что механическую оптику Nikon можно поставить на Сanon через грошовый механический переходник — при этом сохранится возможность наводки на бесконечность и ручное управление диафрагмой. Надо ли говорить о том, что Zeiss реализовал тот же самый подход при проектировании линейки ZF?

А теперь представим себе ситуацию, что вы неожиданно решили изменить любимому Nikon’у и переметнуться в стан Canon. Если у вас ZE – увы, тут ничем не поможешь. Но если вы благоразумно купили версию ZF, то стоимость переброски объектива на новую систему будет несравнимо меньшей в сравнении с затратами на покупку нового объектива – максимум потеряете «прыгалку». Ну а обратный переход вообще никаких проблем не доставит.  Я для себя уже решил — вся «механика» отныне будет покупаться в байонете Nikon F, кроме разве что совсем экзотических вариантов…

 

P.S. Еще один немаловажный момент. Механика всегда была (и есть) надежнее электроники — починить в домашних условиях электронно-управляемую диафрагму практически невозможно, а сервис-центр за такую операцию сдерет приличную сумму (ремонт ныне только блочный, никто не станет менять сгоревший моторчик или погнувшийся лепесток). Зато справиться с «закисшей» механикой по силам любому часовщику.