Часть II. ВОПРОС КАЧЕСТВА

digibacks2

shshop_wbg_orange

Цифрозадники всегда противопоставлялись «мелкоматричным» как инструмент экстра-класса для профессионалов. Одни говорят о «неповторимой глубине и реалистичности», другие апеллируют к «богатой палитре цветов», третьи старательно подсчитывают и складывают в столбики пиксели. Вполне возможно, что вы не уловите разницу между просто хорошим снимком и «шедевром», сотканным на толстом пикселе — особенно на фоне того факта, что огромное количество сегодняшних фоторабот носит угрожающе-любительский характер (в стиле «мойсобачко, снято на Хассель — за пересвет сапогами не бейте») и выкладывается в Сеть посредством не менее кошмарных фотохостингов. 

Однако умелые руки способны выжать максимум из подуставшей морально, но все еще актуальной технологии. Странная штука — поколения CMOS-сенсоров меняются одно за другим, а качественного скачка приходится ждать несколько лет. Цифрозадники сходу подняли планку качества на такую высоту, что даже современные ФФ-идолы (вроде Canon 1Dх или Nikon D800e) не дотягивают до рафинированной картинки больших матриц. Понятно, что речь идет только о низких ISO, традиционно считающиеся «гаванью» максимального качества, но… Перфекционизм редко дружит с холодным расчетом :) Стоимость б/у цифрозадника вполне сравнима с ценой потрепанного Canon 1Ds MkIII — если вы никуда не торопитесь, попробовать все-таки стоит.

 

Цветопередача

Одним из факторов, подвигающих людей на приобретение цифрового задника является часто упоминаемая на фотографических фоумах «лучшая, по сравнению с 35-м форматом, цветопередача». Цветовоприятие каждого из нас — характеристика весьма субъективная и зависит от многих вещей (доступный свет, используемая оптика, экспозиционные параметры и т.п.). Надо признать, что до недавнего времени цифровой задник чаще оказывался в опытных руках профессионала и любой, даже чисто технический кадр, зачастую проходил через отлаженный конвейер пост-процессинга. Учитывая возможности современных камер и развитые средства обработки RAW-файлов, не каждый человек способен четко обосновать для себя необходимость покупки цифрозадника. Тем не менее, есть ряд технических аспектов, несомненно способствующих качественной передаче цветовых оттенков среднеформатными цифровыми системами:

Большой размер ячейки сенсора
Простая математика — чем больше площадь сенсора при схожей мегапиксельности, тем больше размер светоулавливающей ячейки и выше эффективность ее работы (иными словами «больше света — чище цвет»). Одной из проблем высокочувствительных CMOS-матриц является эффект обесцвечивания темных участков изображения. Задники с «большим пикселем», напротив, очень хорошо передают цветовые нюансы во всем диапазоне яркостей. Неслучайно среди любителей цифро-СФ особой любовью пользуются задники с ячейкой 9мкм (такие как Phase One P25, Sinar eMotion 54LV, Leaf Aptus 22) — размер все-таки имеет значение.

Отсутствие НЧ/АА-фильтра
Низкочастотный фильтр губительным образом влияет на микроконтраст, «размывая» границы между цветами. Для борьбы с этим эффектом обычные камеры используют довольно агрессивные алгоритмы шумоподавления (алгоритмы восстановления резкости помимо прочего усиливают шумы — поэтому «на входе» нужен максимально чистый сигнал) уже на этапе формирования RAW-файла, что крайне негативно сказывается на цвете. В цифровых задниках нет АА-фильтра, что позволяет сохранить цветовые нюансы мелких деталей.
Есть и оборотная сторона — при использовании резкой оптики (напр., макрообьективов) картинка может стать излишне «колючей», с ярко выраженными лесенками на косых линиях.

Более плотные цветофильтры
Помните выражение «в ночи все кошки серы»? Монохромные тени и общая выхолощенность цвета при съемке в условиях недостаточной освещенности — характерная черта нынешних камер, обусловленная необходимостью усиления и фильтрации слабого сигнала.
У цифровых задников все намного проще. Из-за отсутствия высоких ISO нет нужды идти на компромисс и ослаблять действие цветофильтра, расположенного над каждой ячейкой байеровской матрицы. Более плотные цветофильтры наряду с отсутствием АА-фильтра позволяют добиться большей глубины (или чистоты) цвета и четкого разделения цветовых оттенков во всем диапазоне яркостей.

Честные 16 бит на входе
Конвертация аналогового сигнала, снятого с матрицы, в цифровое представление производится с разрядностью 16 бит — это уже своего рода стандарт в мире цифрозадников. Это позволяет сохранить в RAW большее количество оттенков цвета, что в значительной мере облегчит постобработку отнятого материала (будь то «вытягивание» проблемных кадров или «тяжелый фотошоп»). Впрочем, разрядность аналого-цифрового преобразователя (сокр. «АЦП») стоит уточнить в спецификации — некоторые старые задники оснащались 14-ти или даже 12-ти битными кодерами.

P.S. Справедливости ради — есть другое мнение на этот счет (хотя и не убедили до конца): blog.lexa.ru/2012/08/26/o_16_bitnykh_tsifrozadnikakh.html

 

Динамический диапазон

Другим часто упоминаемым преимуществом цифровых задников является их впечатляющий динамический диапазон (ДД или Dynamic Range) — область полезного сигнала, ограниченная беспросветной тенью с одной стороны и полностью выбитыми светами с другой. Чаще всего в спецификациях цифрозадников мелькает цифра 12EV, что является весьма недурственным показателем.
И хотя CMOS-технология сегодня демонстрирует отличное соотношение «сигнал-шум» при считывании сигнала с матрицы, даже «древние» CCD-сенсоры способны удивить свободными от цифрового шума тенями и прекрасной «тянучестью» RAW-файлов. Нелишним будет упомянуть то факт, что 25-50ISO в заднике реализованы на аппаратном уровне — тогда как обычные камеры эмулируют сверхнизкие ISO программно (при этом кадр делается на базовых 100-200ISO).

 

Разрешение

Несомненным преимуществом современных цифрозадников является их высокая разрешающая способность — до 80Мп, что в два с лишним раза превышает аналогичный показатель зеркальных камер 35-го формата (среди которых лидирует Nikon D800 его 36Мп). Однако данный показатель был значительно скромнее еще 5-7 лет назад — первые мобильные цифрозадники начинали с «квадратных» 16Мп и постепенно наращивали свой потенциал (16Мп→18Мп → 22Мп → 29/33Мп → 39/40Мп → 56/60Мп→80Мп).
Прежде чем ввязываться в гонку мегапикселей подумайте, стоит ли оно того — высокий показатель детализации критичен далеко не во всех жанрах прикладной фотографии. Практика показывает, что файлы свыше 30Мп могут существенно замедлить процесс обработки (вы готовы к серьезному апгрейду вашего компьютера?) и занимают большой объем дискового пространства. С другой стороны, 22 мегапикселей (Phase One P25, Leaf Aptus 22) вполне достаточно даже для пейзажа. При использовании качественной оптики задник выдает попиксельно резкую картинку, которая прекрасно масштабируется — если проводить сравнения с обычными 35мм цифрозеркалками, то показатель разрешения можно смело увеличивать в 1.5-2 раза.
Еще один момент — с увеличением разрешения растут требования к качеству оптики. 50-80Мп требуют дорогих современных объективов, специально «заточенных» под цифру (которые, ко всему прочему, могут оказаться несовместимы с вашей камерой).

 

Оптика

При обсуждении достоинств кадра, полученного с цифрозадника, часто упускают из виду вопрос используемой оптики. Между тем, выдающиеся оптические свойства объективов среднего формата являются чуть ли не главной причиной «апгрейда» системы. Если фотография для вас хобби, то знакомство с СФ навряд ли начнется с дорогих 60-80Мп вариантов — скорее всего это будет б/у задник 5-7 лет от роду с 16-22Мп «на борту» (размер пикселя 9 микрон). Девятимикронники формируют волшебную картинку, однако трудно утверждать, что 36Мп Nikon D800/D800e будет на порядок хуже. Хорошая оптика кардинальным образом меняет ситуацию.

К примеру, абсолютное большинство среднеформатных портретников красиво «рисуют» и хорошо передают глубину пространства. Отдельного упоминания стоят высококлассные объективы Carl Zeiss и Schneider-Kreuznach, заслужившие репутацию «королей боке». Несмотря на субъективность суждений подобного рода, разница между СФ и 35мм для многих более чем очевидна. К тому же, среди объективов среднего и большого формата относительно редко встречаются «паршивые овцы» и цены на б/у легенды прошлых лет могут быть весьма привлекательными.
Если дело касается подвижек, то тут возможности СФ и БФ-оптики еще шире (да и выбор больше) благодаря большим кругам покрытия и отличной резкости по всему полю кадра. По этой причине цифровой средний формат прочно обосновался среди коммерческих фотографов, работающих с предметкой и архитектурой.

2013 © Антон Носков