Вперед, в прошлое!

На днях пересмотрел любимую кинотрилогию «Назад в будущее» (эх, ностальгия!) и обратил внимание на год, в который Марти с Доком отправляются во 2-й части. Надо ж, 21 октября 2015! Оглянулся вокруг и стало немного обидно, что человечество не оправдало возложенных на него надежд. Несмотря на явный прогресс в определенных областях – нет у нас летающих автомобилей, голографического кино и даже парящий скейтборд всего лишь в прототипе.

Назад, в будущее!

Марти, мы все просрали! Зато сбацали клевый тюнинг тачке Дока…

Но, слава богу, фантазировать мы еще не разучились, а значит еще не все потеряно. Предлагаю мысленно переместиться в относительно недалекое будущее и подискутировать на тему возможных путей развития фотографии с точки зрения новых возможностей технологий. Я начну, а вы подхватывайте! 

 

ФОРМАТ

С бурным развитием видеоиндустрии все чаще слышатся слова о скорой смерти фотографии в ее классическом понимании. Согласиться с этим никак не могу, поскольку статичное изобразительное искусство благополучно пережило века и всегда найдет своего почитателя. Совсем другое дело — формат, в котором наши потомки будет лицезреть результаты своего фототворчества.

Если говорить о 2-х измерениях, то я вижу трансформацию носителя изображения в более гибкую и настраиваемую субстанцию. Бумагу (холст, винил и т.п.) заменят высокотехнологичные панели с изменяемой фактурой поверхности и цветными электронными чернилами. К слову, уже сейчас можно  получить колометрически точный дубликат картины с реконструкцией каждого мазка.

С 3D пытаются заигрывать давно – пока, на  мой взгляд, без особого успеха (архаичные стереоткрытки и псевдо-трехмерное кино не в счет). Другое дело голография. Сама по сбе технология еще сыровата, но мал-помалу начинает обретать черты массового продукта. Пара десятков лет, и в каждом доме будет трехмерный проектор. Соответственно, подтянется и техника для построения детализированных 3D-моделей реальных объектов. Желающие смогут оцифровать любимого котэ и отпечатать натурального вида чучело на 3D-принтере (м-м-м, а если оцифровать подружку?).

И еще. Помните живые фотографии в фильмах про Гарри Поттера? Эту фишку подхватила Apple, громогласно заявив о новом революционном формате фотографии в очередном поколении своих смартфонов. Скорее всего, приживется и будет мирно сосуществовать с «остановленными мгновениями» в цифровых фоторамках.

 

УПРАВЛЕНИЕ

Если дрожь научились побеждать с помощью многоосевых систем оптической и сенсорной стабилизации, то неловкие руки по-прежнему способны запороть ценный кадр. Впрочем, это ненадолго —  системы гиростабилизации на бесщеточных электромоторах (на ум приходят Osmo и Ronin от DJI) уже совершили мини-революцию в индустрии стедикамов. В недалекой перспективе камеры и вовсе не потребуют тепла наших рук. Как такое может быть?

oblivion

Дрон-симпатяга из фильма «Oblivion» — кто, спрашивается, устоит перед такой харизмой?

Все просто — наш мир (а может, миры?) «покорят» вездесущие дроны. Купить мультироторный БПЛА с подвесом для камеры уже сейчас не составляет больших проблем, а будущее рисует в воображении эдакие обтекаемые шарики с бесшумными антигравитационными приводами и высокоточными системами ориентации в евклидовом пространстве – под стать роботу Ева из ВАЛЛ·И. А теперь представьте не один, а группу дронов, которые одновременно снимают (вернее будет сказать «сканируют») выбранный вами объект с различных ракурсов и траекторий пролетов. Спускаются в дышащее лавой жерло вулкана. Следуют по пятам за покорителями Эвереста. Свечой взмывают стратосферу, чтобы запечатлеть танцы северного сияния. Одним словом, есть где разыграться фантазии!

Что касается интерфейсов управления, то тут навряд ли обойдется без дополненной реальности, проецируемой напрямую в мозг оператора. Интеллектуальные системы управления наконец-то научатся понимать бесхитростные задачи типа «хочу красивое фото вот той горы на закате», на лету формируя съемочный план с учетом личных предпочтений фотографа. Да-да, та самая кнопка «ШЕДЕВВР», которой так не хватает некоторым рукожопым современникам. А профи и упоротые (в хорошем смысле) фотолюбители будут писать свои сценарии для нейрокомпьтерных интерфейсов, утоляя людскую жажду «хлеба и зрелищ». 

 

ЗАХВАТ КАРТИНКИ

Нынче видео все чаще играет на первых ролях. Фотокамера в классическом понимании скорее всего исчезнет, уступив место продвинутым устройствам видеозахвата. Но все далеко не так печально, как можно подумать. Просто фотография будет рождаться не из-под щелчка затвора в «решающий момент» (извини, Анри) — а при анализе видеоряда, путем выдирания из него лучших стоп-кадров. Нынешние хотелки любительствующих видеографов примерно таковы: (4К это уже настоящее), глобальный затвор, большая матрица (типа полный 35мм кадр), ДД в районе 15-17 стопов (а вообще — сыпьте поболе, кашу медом не испортишь). Игроков на этом поле все больше и больше – BlackMagic Design, Sony, Canon, Panasonic активно отъедают рынок у некогда безальтернативных в топовом сегменте цифрового видео RED и ARRI. А вот более традиционный Nikon с его пренебрежением к прогрессу рискует сыграть титаника.

Каковы перспективы в плане технологий? Несмотря на жестокую конкуренцию, крупные производители фототехники нет-нет приоткрывают завесу тайны над своими перспективными разработками. Хотя «гонка мегапикселей» по-прежнему держит обороты, все понимают — настала пора переосмысления приоритетов. Sony запатентовала сферические сенсоры, Panasonic работает над матрицей с адаптивным ДД на пиксельном уровне, Lytro продолжает копать в направлении «светового поля». Все заняты поиском своего Грааля.

С удешевлением производства сенсоров (биотехнологии спешат на помощь) есть надежда на появление большого цифрового формата – вещь нишевая, но все же востребованная. Это же касается и «цифровой пленки», которую можно было заправлять в разные винтажные пленочники. Как только технологии позволят уместить электронную начинку в гибкую пластину толщиной пол-миллиметра – дело, считай, в шляпе.

Уверен, в будущем найдется место и для аналоговой фотографии, особенно если решить проблему рутинной обработки фотоматериалов гадкой на вкус химией. Самопроявляющиеся пленки и фотобумага – вот что нужно нашему брату для полного, так сказать, счастья! И хотя на столпов фотоиндустрии рассчитывать не приходится, энтузиасты вроде Impossible Project восполнят этот вакуум.

Смею предположить, что камеры будущего не будут ограничиваться захватом только видимого спектра. Для лучшей детализации итогового снимка логично использовать всю поступающую информацию. Будет это реализовано на одной универсальной матрице, либо при помощи массива самых разнообразных сенсоров — покажет время.

Что касается зеркала в камере – его дни сочтены, в этом нет никакого сомнения. Чем дальше в будущее, тем меньше движущихся частей будет в камере. Кнопки, рычажки, диафрагменные кольца какое-то время просуществуют и так же тихо уйдут в небытие.

 

ОПТИКА

Технология, основанная на преломлении светового потока в оптических средах, уже давно и как-то нервно топчется на месте. Инновации сливаются микродозами, с перерывом в несколько лет. Дифракционные поверхности, элементы с аномальной дисперсией,  многослойное просветление… Все это никак не тянет на открытие века. Leica делает свои шикарные объективы шлифуя стекло — технология, которой сто лет в обед. Приехали.

Хочется верить, что научные умы придумают полимер, который сможет менять свою форму и оптические характеристики (прозрачность, коэффициент преломления, дисперсию и т.д.), подстраиваясь под условия освещения и заданные фотографом параметры. Можно подстраивать оптическую схему для лучшей резкости на краях сенсора, зонально регулировать светопропускание, имитировать фигурные диафрагмы… Вы только подумайте — всего один такой объектив и можно сказать «прости-прощай» тяжеленному кофру с оптикой. Дорогого стоит.

С другой стороны, есть смысл в том, чтобы перестать хвататься за юбку матери-природы и завязать со слепым копированием. Скажем, «заворачивать» свет не стеклом, а… гравитационным полем? Звучит как чистой воды фантастика, но гравитационные линзы давно знакомы астрономам. Работает, одним словом. Дело за малым — обуздать невидимые силы природы и поставить их на службу фотографа. Остальным тоже польза будет.