«Сканирование» негативной фотопленки в Capture One 8

logo_p1Если вы фотограф со стажем — у вас наверняка сохранилось множество негативных пленок, которые хотелось бы перевести в цифровой формат. На этой неделе Профессор (ведущий blog.phaseone.com — прим. пер.) расскажет и покажет, как легко это делается при помощи Capture One Pro 8.

Если вам когда-либо понадобится отсканировать негативную фотопленку — имейте ввиду, что ваша цифровая камера и Capture One Pro 8 могут отлично справиться с этой задачей. Вам понадобятся штатив, световой стол, макро-объектив и, в идеале, камера умеющая работать в связке с Capture One Pro.

При помощи всего лишь одного инструмента Levels вы сможете легко инвертировать изображение и довести его до совершенства.

 

1. Подготовка к процессу пересъемки

Когда мне требуется переснять пленочный кадр, я закрепляю свою камеру на штативе и направляю объектив строго вниз на световой стол (например, такой – прим. пер.). В Capture One создается новая сессия, т.к. сессии особенно удобны для организации фотографий, снятых в режиме связки (камера управляется напрямую из Capture One через интерфейсный кабель). Затем подключается камера — для установления быстрой связи с камерой выберите производителя в меню Preferences на закладке Capture. В данном примере я использую зеркальную камеру cо стандартным ICC-профилем и кривой Film Standard.

 

2. Настройка положения камеры и контроль ГРИП

При съемке макро глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) очень мала и необходимо убедиться, что камера на 100% перпендикулярна плоскости светового столика. Лучший способ проверить это – сфотографировать лист бумаги (так чтобы его края были вблизи границ кадра – прим. пер.). Делаю кадр и тщательно исследую его на резкость во всех четырех углах в Capture One Pro 8.

 

3. Достижение равномерной освещенности светового столика

Выходной динамический диапазон (не путать с «входным диапазоном»! – прим. пер.) цветного негатива весьма невысок, поэтому вопрос его равномерного освещения очень важен. Самый простой способ достичь желаемого эффекта – воспользоваться опцией LCC-калибровки в Capture One Pro 8. Если сделать снимок светового столика на предварительно установленных значениях фокусировки и диафрагмы, то на его основе можно сформировать калибровочный LCC-файл. Его дальнейшее применение позволит компенсировать неоднородный характер освещенности, а также нивелировать цветовые отклонения.

После завершения процесса LCC-калибровки, Capture One Pro 8 будет применять данную настройку ко всем последующим кадрам в сессии – эффект будет аналогичен использованию абсолютно идеального светового столика, со 100% равномерным освещением и без нежелательных цветовых оттенков. При смещении камеры относительного светового столика, а также при изменении диафрагмы калибровочный ICC-файл потребуется формировать заново.

1

Фотография моего светового столика. Хорошо видно неравномерность освещенности и паразитный цветовой оттенок. Я намеренно включил в кадр часть рамки столика — дабы показать, LCC-калибровка сработает даже в этом случае (имеется ввиду неаккуратное кадрирование – прим. пер.). Для создания калибровочного файла просто нажмите кнопку Create LCC.2

Сравните изображения светового столика до и после LCC-калибровки. Так как кадр содержит часть рамки столика, получился своеобразный эффект «гало» — ничего страшного, поскольку я буду использовать только его центральную часть с идеальным распределением яркости и нейтральную по цвету.

 

4. Закрепление пленки на световом столике

Пленка зачастую имеет тенденцию к сворачиванию (наследие времен, когда отснятый любителем материал хранился в тугом рулончике – прим. пер.), поэтому необходимо зафиксировать ее на плоскости светового столика. Я использую пару стальных линеек, прижимая ими края пленки по длинной стороне. По бокам кадр обкладывается полосками черного картона (в идеале нужно замаскировать всю неиспользуемую поверхность светового столика – прим. пер.) – таким образом, объектив защищается от паразитных засветок и потенциальных «зайцев», способных ухудшить результат съемки.

 

5. Экспозиция и Баланс Белого

Полученный снимок кадрируется – при этом захватывается часть пленки вне кадра, кликом по которой выставляется Баланс Белого (происходит т.н. «вычитание маски негатива» — прим.пер.). Для более точной оценки экспозиции можно откадрировать и увеличить только эту область.

3Изображение цветного негатива с выставленным ББ (взята область вне кадра)

 

6. Инвертирование изображения

Инструментом Levels я инвертирую картинку, сдвигая слайдеры светов и теней в противоположные позиции. Я сначала чуть двигаю слайдер светов, затем сдвигаю слайдер теней до значения 255 и затем окончательно перемещаю слайдер светов до нулевого значения.

4Негативное изображение уже инвертировано при помощи инструмента Level, однако требует доработки.

 

7. Оптимизация динамического диапазона и цвета

Для получения оптимальных цветов мне нужно откорректировать уровни, для каждого из трех цветовых каналов канала (R, G и B). Я мог бы сделать это вручную, но намного проще доверить эту работу CaptureOnePro 8. По умолчанию, функция Auto Levels воздействуют только на RGB-композит, однако я могу настроить этот инструмент для работы в поканальном режиме. В этом режиме AutoLevels автоматически оптимизирует гистограммы красного, зеленого и синего каналов — каждого по отдельности, что нам и требуется.

5Выбор режима работы с каналами: Red, Green, and Blue Channels.

Теперь, когда все каналы настроены, я делаю окончательное кадрирование и выношу за рамки все то, что не относится к самой фотографии. Опять нажимаю иконку «А» для активации AutoLevels и немедленно получаю намного более качественный результат.6В данном случае, я специально добавил две плашки с инструментом Levels CaptureOnePro 8, чтобы показать результат работы AutoLevels в красном, зеленом и синем каналах. Изображение теперь выглядит намного лучше и требует лишь пары финальных штрихов.7Регулирую положение слайдера средних тонов на гистограмме каждого из каналов, я придал картинке теплый оттенок. В завершение, я чуть приподнял контраст c помощью инструмента Curve.

Теперь я полностью удовлетворен полученным результатом. Для экономии времени и повторяемости результата будет нелишним создать отдельный Style, в котором будут храниться информация обо всех произведенных изменениях – кроме LCC-калибровки, которую необходимо делать перед каждой «фотосессией».  

Если бы мне потребовалось отсканировать другой негатив прямо сейчас, я просто поместил бы его на световой стол, сделал снимок и применил бы Auto Levels. Как два пальца об… стол. Только помните – если нужно внести какие-либо изменения в финальную картинку, используйте инструменты Levels и Curves. Не трогайте слайдеры Exposure, т.к. это изменит гистограммы каждого из каналов и похерит картинку.

 

8. ЧБ-негативы

Для работы с негативной ЧБ-пленкой достаточно повторить те же шаги, что и при работе с цветными негативами. Дополнительно имеет смысл обесцветить изображение установкой параметра Saturation во вкладке Exposure на -100, что позволит избавиться от посторонних цветовых оттенков. Также можно пропустить все шаги, связанные с корректировкой цветов.

8Для создания ЧБ-версии снимка я использовал инструмент Exposure для обесцвечивания, AutoLevels для подстройки средних тонов и тоновую кривую для легкого повышения контраста.

Всего наилучшего,
Niels


P.S. Перевод статьи From analog to digital with Capture One Pro 8 выполнил Затворщик. Что любопытно, статья была вычищена из блога буквально через пару недель после публикации. Что заставило Phase One принять такое решение — загадка…

  • Vlad Malygin

    Решил попробовать способ, описанный тут.

    Уперся в определение баланса белого. Цветные негативы я переснимаю достаточно давно по методу Алексея Юрченко. Он менее удобен из-за необходимости установки RPP и, как следствие, виртуального мака.

    Здесь все кажется проще, но я лично не смог побороть адский синий оттенок и выставить правильный ББ просто кликнув по межкадровому пипеткой. Баланс получается очень разным, в зависимости от того, в какое именно место ткнуть пипеткой.

    Так легко и красиво, как описано в статье не получается. Даже при самой успешной попытке кадр очень синит.

    • dofmaster

      Влад, извините за поздний ответ — давайте посмотрим конкретный файл, так будет проще понять в чем загвоздка.