Пленка ≠ цифра

cl_face

Сегодня в рассылке попалась любопытная статья на тему «пленка против цифры». В целом написано верно (хоть и немного притянуто за уши), но автор обошел стороной ряд немаловажных моментов – посему решил опубликовать свою версию «плюсов/минусов» пленки. 

 Свобода выбора

В отличие от цифровых камер, в которых сенсор и его аппаратно-программная обвязка является константой, пленочная камера никак не ограничивает вас в выборе «аналогового сенсора». Ряд пленочных камер вообще позволяет менять пленочные задники, как говорится,«на лету». О проблемах с загаженным (поцарапанным, треснутым и т.д.) сенсором пленочники вообще ни сном не духом – каждый кадр начинается с «чистого листа».

 Повторяемость и стабильность

Пленочные технологии оттачивались десятилетиями (цифре еще только предстоит наработать сопоставимый стаж) – при соблюдении рекомендаций производителя результат предсказуем на 99%. Каждая пленка предназначена для определенных условий освещения и вида съемок, что позволяет не задумываться о ББ и колористике итогового снимка.

 Богатство форматов

Несмотря на могучую поступь НТР, физический размер цифрового сенсора никак не может переступить рубеж 6х4.5 см (речь не о единичных экспериментальных образцах стоимостью в круизный лайнер). Промышленно же производимая пленка доступна в самых разных форматах – от привычного 24х36мм до полуметра по короткой стороне (!).

 Разрешение

Тут все просто — начиная с формата 6х6см, цифра начинает уступать в детализации/разрешении. А мелкозернистый слайд формата 10х12см, отсканированный на барабанном сканере, легко «умоет» любой современный цифрозадник с кучей мегапикселей.

 Теплый ламповый звук

Про пленку говорят похоже: «мягкая аналоговая картинка». Фотохимический процесс позволяет сохранить исключительное богатство полутонов даже на краях динамического диапазона, что позитивным образом сказывается на восприятие фотоснимка. Казалось бы, современными средствами обработки можно привести цифровое фото практически к любому виду – ан нет, глаз почти безошибочно выхватывает «аналог» при прочих равных. Ну разве что человек в глаза не видел пленки…

 Осязаемый результат

Каждый проявленный кадр или отпечатанную фотографию можно подержать в руках, подарить или передать по наследству. Цифра же, как правило, остается на экране компьютера/планшета/телефона – и, как это частенько бывает, уходит в полное небытие вместе с отказавшим носителем информации.

 Аутентичность

Каждый пленочный кадр (даже отпечаток с него) неповторим в силу своей физической сущности. Цифровой оригинал легко растиражировать без потерь в качестве — и тем самым полностью его обесценить. 

 Магия процесса

Съемка на пленку – в наши дни это целый ритуал (особенно, если фотограф самостоятельно проявляет/печатает). Вы не можете мгновенно оценить результат «на экранчике», необходимо продумывать каждое свое действие (удовольствие снимать на пленку – не из самых дешевых, да и кадр не всегда можно снять заново) и предвосхищать результат. После некоторого опыта общения с минималистичной пленочной техникой, вы сможете полностью окунуться в творческую сторону процесса. На детей процесс проявления картинки на фотобумаге вообще производит неизгладимое впечатление – вот оно, настоящее волшебство!


Все меньше, все дороже

Ассортимент имеющихся в продаже пленок постоянно сужается — из-за снижения спроса производство становится малорентабельным. Достаточно упомянуть банкротство Kodak, чтобы осознать масштабы кризиса на рынке аналоговых фотоматериалов. Немного выравнивает ситуацию тот факт, что большинство полнометражных кинолент «по старинке» снимают на пленку (а там объемы ого-го!) – что дает оставшимся на данном рынке компаниям не ставить крест на фотолюбителях. Надо признать тот факт, что пленка практически ушла из повседеневного фоторемесла и стала своего рода штучным товаром.

 Устаревающие камеры

Это не совсем минус, но потенциально проблемный момент. Купить новую пленочную камеру сегодня, как говорится, «сложно, но можно». Крупнейшие и старейшие игроки фоторынка (Leica, Fuji, Nikon) до сих пор держат в продуктовой линейке хотя бы одного представителя «нестареющей классики». Зато на вторичке выбор по-прежнему огромен. На том же eBay можно приобрести флагмана 5-7 летней давности за удивительно малые деньги.

 Низкая чувствительность

С высокими ISO у пленок действительно не все хорошо, хотя хитроумная проявка ряда материалов в сильно разбавленных проявителях позволяет достичь порога чувствительности в 3200 с минимумом зерна. Печально, что прогресс в пленочных технологиях застыл на рубеже тысячелетия.