Обзор Pentax 645Z — Часть V. Линейка оптики

Номенклатура объективов

avatar

Для использования на 645Z подходит вся неавтофокусная оптика Pentax 645 серии А, начиная с 1984 года; вся автофокусная оптика Pentax 645 серии FA, начиная с 1997 года; вся новая автофокусная оптика серий DFA/DA, начиная с 2010 года: www.ricoh-imaging.co.jp 

Все неавтофокусные объективы, конечно же, уже сняты с производства, тем не менее на вторичном рынке вы можете найти 2 зума (45-85/4.5; 80-160/4.5) и 11 фиксов (35/3.5; 45/2.8; 55/2.8; 75/2.8; LS 75/2.8; 120/4.0 Macro; LS 135/4.0; 150/3.5; 200/4.0; *300/4.0 ED IF; *600/5.6 ED IF).

Автофокусная оптика серии FA включает в себя 5 зумов (FA 33-55/4.5 AL; FA 45-85/4.5; FA 55-110/5.6; FA 80-160/4.5; FA 150-300/5.6 ED IF) и 9 фиксов (FA 35/3.5 AL IF; FA 45/2.8; FA 75/2.8; FA 120/4.0 Macro; FA 150/2.8 IF; FA 200/4.0 IF; FA* 300/4.0 ED IF; FA 300/5.6 ED IF; FA 400/5.6 ED IF). С производства снят только FA 300/5.6 ED IF.

Прямо в то время, пока писался данный обзор, 5-го августа 2014 года был анонсирован новый объектив – широкоугольный зум с новым HD просветлением, системой стабилизации и в пылевлагозащитном исполнении:
news.ricoh-imaging.co.jp
www.ricoh-imaging.ru
www.youtube.com

645D_lenses_sm

Теперь автофокусная оптика серии DFA/DA включает в себя 1 зум (HD DA 28-45/4.5 ED AW SR) и 4 фикса (DA 25/4.0 AL IF SDM AW; DFA 25/4.0 AL IF SDM AW; DFA 55/2.8 AL IF SDM AW; HD DFA 90/2.8 ED AW SR Macro). С производства снят только DFA 25/4.0 ALIFSDMAW (заменён на DA версию).

Таким образом, текущая линейка оптики состоит из 11 фиксов и 6 зумов. Также в производстве остаются два неавтофокусных телеконвертера – 1.4х и 2.0х: www.ricoh-imaging.co.jp

В роадмапе на следующий год числятся ещё два зума (прямая ссылка на скачивание PDF файла с официального сайта): www.ricoh-imaging.co.jp

Очень вероятно, что они будут примерно соответствовать популярным зумам 45-85мм и 80-160мм. И конечно необходимо отметить, что обычно у соседей по среднему формату бывает два-три зума, а целых шесть штук у компании Pentax – делают линейку оптики наиболее привлекательной и привычной для пользователей малого формата.

 

Пересчёт характеристик объективов

Диагональ кадра 43,8х32,8мм у матрицы 645Z составляет 54,72мм. Диагональ кадра 36х24мм малого формата составляет 43.27мм (площадь в 1.66 раза меньше, чем у 645Z). Диагональ кадра 56х41,5мм плёночного 645 среднего формата составляет 69,7мм (площадь в 1,62 раза больше, чем у 645Z). 69,7 ÷ 43,27 = 1,61; 69,7 ÷ 54,72 = 1,274; 54,72 ÷ 43,27 = 1,265. Таким образом, диагональ матрицы 645Z примерно в 1,27 раза больше, чем у малого формата, и в 1,27 раза меньше, чем у плёночного формата 645.

 

Телеконвертеры

Неавтофокусный телеконвертер 1.4х устроен таким образом, что его оптический элемент выступает над поверхностью корпуса. Этот телеконвертер предназначен в первую очередь для телеобъективов (все фиксы, начиная от 150мм, и один зум 150-300мм). Со всеми остальными объективами он механически несовместим, за одним исключением – FA 120/4.0 Macro, потому что его задний элемент расположен глубоко в корпусе объектива.

Неавтофокусный телеконвертер 2.0х гораздо более универсален, потому что его оптический элемент – утоплен вглубь корпуса телеконвертера. Он несовместим только со сверхширокоугольными объективами 25мм и 35мм.

Оба конвертера имеют электрические контакты и позволяют управлять диафрагмой с камеры, при этом отображение диафрагмы в процессе съёмки и в процессе просмотра на компьютере зависит от конкретного объектива. Обычно отображается такое значение диафрагмы, как если бы вы не использовали конвертер.

 

Новое просветление HD Coating

Компания Pentax всегда гордилась своим фирменным просветлением SuperMultiCoating, вплоть до того, что название просветления в маркировке объективов указывается раньше названия самой компании. Новое просветление HD – это следующий шаг по улучшению оптических характеристик объективов. Тенденции на рынке таковы, что растущая мегапиксельность современных цифровых сенсоров – всё больше и больше превосходит разрешающие возможности плёнки (при одинаковом размере), и это приводит к повышению требований к оптике.

По задумке инженеров – новое просветление позволит улучшить светопропускание и индекс преломления; дизайн таких объективов Pentax – даже решено выделить красным кольцом на корпусе. Более подробно с новой технологией можно ознакомиться в пресс-релизах от сентября 2012 года:
www.pentax.jp
www.ricoh-imaging.ru


Настоящая оптическая стабилизация изображения

Прежде чем анализировать саму систему стабилизации изображения в объективах Pentax 645, необходимо поговорить о том, почему компания Pentax вообще решила пойти путём стабилизации оптики, а не матрицы. Традиционно, ещё с плёночных времён, компании Canon и Nikon использовали оптическую стабилизацию малоформатных объективов. Компании Pentax и Minolta/Sony подключились к этому вопросу уже в цифровую эпоху и выбрали путь стабилизации сенсора.

Таким образом, компания Pentax могла бы использовать свой опыт стабилизации цифровых матриц 24х16мм – и в среднем формате тоже. И я не верю, что инженеры вообще не смогли бы решить задачу стабилизации сенсора 44х33мм… но, вполне может быть, что из-за слишком больших размеров сенсора – возможности такой реализации были бы невелики, всего пару ступеней. А вот оптическим путём были достигнуты 3,5 ступени; и что ещё немаловажно: когда в следующих камерах размер сенсора станет больше чем 44х33мм – задачу стабилизации не надо будет решать заново.

 

Сфера применения стабилизации

Стабилизация изображения в объективах Pentax 645позволяет использовать средний формат там же и так же, как вы привыкли это делать на малом формате. Кроме того, так как среднеформатные камеры и объективы больше и тяжелее малоформатных, а цена оборудования предполагает ориентир на максимальное качество снимка, то для достижения этой цели – я например часто ношу с собой довольно нелёгкое оборудование Manfrotto: self-standing монопод 682B (1,15кг) с шаровой головой 468 RC4 (1,13кг) общим весом 2,28кг, чтобы реже носить с собой ещё более тяжёлую и громоздкую связку из штатива 055 MF3 (2,00кг) и 3-D головы 808 RC4 (1,39кг) общим весом 3,39кг. Конечно, система стабилизации в объективах не заменит собой штатив, но позволяет обходиться вообще без монопода.

 

Режимы Shake Reduction

Разобраться в двух режимах стабилизации оказалось проще, если начать со второго. Итак, если в меню камеры 645Z выбрать «Режим 2» в пункте № 28 из Custom Setting Menu, то функция Shake Reduction будет начинать работать после каждого полунажатия на спуск. Так тратится больше электроэнергии, но на самом деле – какого-то значительного утекания батарейки я не замечал. Зато сам режим стабилизации – мне более привычен по предыдущему опыту с малым форматом. Объектив тихонько жужжит в процессе стабилизации, и в общем и целом – успевает сделать свою работу к моменту подтверждения фокусировки звуковым сигналом и красной точкой в видоискателе. Это совпадение, но оно помогает понять, что пора дожимать кнопку спуска. Потому что в отличие от изображения «ладошки», привычной по видоискателю малоформатных зеркалок Pentax, никакого индикатора окончания работы функции ShakeReduction в видоискателе среднеформатных зеркалок Pentax – нет.

Таким образом, работа системы оптической стабилизации в этом режиме – напоминает в первую очередь Canon и Nikon, а не малоформатный Pentax. В этом можно дополнительно убедиться, понаблюдав за картинкой в видоискателе – она становится стабильной, перестаёт дрожать.

Если в меню камеры 645Z в пункте №28 из Custom Setting Menu выбрать «Режим 1», то сразу возникает вопрос: если система стабилизации не работает во время каждого полунажатия и в процессе каждой перефокусировки – то когда же она вообще работает? Текст в меню камеры, который гласит, что функция «включается только во время съёмки» – меня поначалу смутил. А если в этом режиме я дожимал кнопку спуска сразу же после подтверждения фокусировки звуковым сигналом и красной точкой в видоискателе, то нередко ловил нерезкие кадры. В результате экспериментов, я пришёл для себя к выводу, что нужно дать системе стабилизации больше времени на работу, то есть подождать секунду после подтверждения фокусировки, и только тогда дожимать кнопку спуска. И всё стало получаться резко.

Но… это очень непривычный режим работы для меня: я-то предпочитаю дожимать кнопку спуска как можно быстрее, желательно сразу после подтверждения фокусировки – ведь за «секунду-другую» может уйти выгодный свет, модель может изменить эмоцию, объекты в кадре могут переместиться и нарушить композиционный замысел и т.п. Таким образом, по своей воле я стал бы пользоваться этим режимом, только когда садится аккумулятор, раз уж в меню сказано про экономию электроэнергии. Обычно мне это не грозит: в помещении помогает сетевой адаптер, а вне помещения – запасной аккумулятор.

 

Объективы с центральным затвором

В системе Pentax 645 существует два объектива с центральным затвором: LS 75/2.8 и LS 135/4.0. Мне бы хотелось их перевыпуска в современном исполнении, потому что:

  • максимальная выдержка синхронизации всего 1/500 сек
  • нет автофокуса
  • перед каждым снимком нужно вручную взводить механизм на корпусе объектива

Тем не менее, с помощью этих объективов можно частично решить вопрос преодоления выдержки синхронизации камеры Pentax 645Z, которая составляет 1/125 сек. Правда не стоит забывать, что для этого можно использовать системные вспышки Pentax в режиме высокоскоростной синхронизации.

 

Тилт-шифт

В системе Pentax 645 отсутствуют как тилт-шифт объективы, так и тилт-шифт адаптер. Конечно, после возвращения бренда на рынок среднего формата – хотелось бы видеть такой аксессуар. Пока его нет, из положения можно выйти с помощью широко известного на всех среднеформатных системах неавтофокусного объектива MC TS-PC Hartblei 45/3.5 Super-Rotator: www.hartblei.comwww.hartbleilens.com

Его первая версия появилась довольно давно, а вот вторая версия по заверениям разработчика – оптимизирована для использования на цифровых сенсорах. Применение переходника не требуется, так как объектив изготавливается, в том числе, и под байонет Pentax 645.

Также существует интересное решение от фирмы Zoerk. Специальный тилт-шифт адаптер ProSA-P67 позволяет использовать любой объектив Pentax 6х7 длиннее 45 мм на камерах Pentax 645, причём на сайте компании уже появилось упоминание о совместимости и с камерой Pentax 645Z: www.zoerk.com

Нельзя не упомянуть, что среди покупателей камер Pentax 645 немало и тех, которые используют оптику Pentax 6х7 через «фирменный» переходник Pentax  6х7/645, а значит можно приобрести объектив Pentax 6х7 75/4.5 Shift. Ну и в целом, через различные переходники можно поставить объективы разных сторонних производителей: www.pentaxforums.com

продолжение обзора