Обзор Pentax 645Z — Часть IV. Опыт съёмки

ISO и цветопередача

avatar

Первый вопрос, который интересует всех при обсуждении применения CMOS-матриц на среднем формате – это цветопередача в сравнении с CCD-матрицами. CMOS-матрица Sony в камере Pentax 645Z – это, во-первых, одно из последних достижений матрицестроения, во-вторых – это сенсор, который разрабатывался и «затачивался» специально под среднеформатный рынок, где требования к цветопередаче максимально высоки. Матрица не ударила в грязь лицом: цвет оставляет приятное впечатление, не вызывает отторжения, и в целом, я бы сказал, что это – одна из лучших CMOS-матриц с точки зрения цветопередачи; в двух словах её можно охарактеризовать фразой «вполне достаточно». Но стремление к идеалу – «вечно и бесконечно», и CCD-матрицы выражают это стремление лучше, чем CMOS-матрицы в силу изначальных технологических различий. С одной очень важной оговоркой: только на низких ISO.

Моя практика использования Pentax 645D словно возвращает меня в «старые добрые» плёночные времена:

  • базовые ISO – отлично
  • ISO 400 – очень хорошо
  • «репортёрские» плёнки ISO 800 – компромисс, потому что лезет зерно и «уплывает» цвет
  • ISO 1600 можно получить, только пропушив цветную плёнку ISO 800 с дальнейшим ухудшением качества итоговой картинки

Вот так и с камерой Pentax 645D:

  • ISO 1600 – стараюсь вообще не снимать, а если приходится – то приходится и применять сильный шумодав в постобработке
  • ISO 800 – компромисс, стараюсь не снимать ради максимального качества, потому что лезет шум, хотя по сравнению с первыми CCD-задниками – заметный прогресс
  • ISO 400 – очень хорошо (хотя и несколько похуже, чем на базовых ISO), тем не менее, шумодав не применяю никогда, потому что на отпечатке глаз не цепляется за небольшой уровень шума
  • базовые ISO – отлично

Обобщая: если бы у меня были обе камеры (645D и 645Z), то я использовал бы 645D, залочив ISO в диапазоне 100-400, и только для неспешных видов съёмки. То есть ни «ловить кадр», ни тем более снимать динамику – этой камерой я бы уже не стал, а отрядил бы её исключительно на «поиск цвета».

Ещё раз отмечая, что на базовых ISO цветопередача камеры Pentax 645Z – вполне достаточна, нужно подчеркнуть, что на средних ISO картинка заметно чище, чем у 645D, и, что интересно, на высоких и сверхвысоких ISO – матрица старается сохранить цвет. Сам характер шума у 645Z другой, нежели у 645D – значительно менее выражен эффект «хаотично окрашенных» пикселей, поэтому шум не такой раздражающий и агрессивный. И даже если вам придётся воспользоваться процедурой шумоподавления, то это навредит кадру с 645Z меньше, чем кадру с 645D.

 

ISO и мегапиксели

Разрешение матрицы 645Z по сравнению с 645D выросло на 29.4%  — с 7264х5440 до 8256х6192 пикселей. В реальной практике это будет заметно всегда: и на открытых, и на закрытых диафрагмах, потому что по сравнению с 645D – детализация улучшается у всех объективов. С увеличением ISO меньше шумящая CMOS-матрица 645Z, естественно, ведёт себя лучше, чем CCD-матрица 645D:

  • ISO 100 и 200 – даже не обсуждаются
  • ISO 400 и 800 (что особенно приятно) – отличные
  • ISO 1600 и 3200 – очень хороши, шумодав можно не применять, потому что на отпечатке глаз не цепляется за небольшой уровень шума
  • ISO 6400 и 12800 – на мой строгий вкус уже просят шумодава
  • ISO 25600 и 51200 – опять же, на мой строгий вкус, требуют сильного шумодава
  • ISO 102400 и 204800 – моим критериям качества не отвечают. Но так как 645Z будет широко использоваться в коммерческой съёмке, то может случиться так, что сам кадр окажется важнее качества, и ваш заказчик приобретёт у вас отпечаток, несмотря на то, что вы не купили бы его сами у себя

Из интересных нововведений стоит отметить, что если в 645D можно было настроить значение ISO, начиная с которого включался встроенный шумодав, и степень этого шумодава, то в 645Z можно настроить степень шумодава на каждом стопе ISO по отдельности.

Также стоит сказать, что не всякий цифровой CCD-задник может снимать на длительной выдержке. У CMOS-матриц с этим обычно меньше проблем. Камера Pentax 645Zимеет режим Bulb (выдержка от руки) и примеры таких снимков уже встречаются в сети (в данном случае выдержка 32 минуты): diglloyd.com

 

Динамический диапазон

Использование CMOS-матрицы в 645Z позволило заметно увеличить динамический диапазон по сравнению с 645D. Лучше показываются и тени и света. Сравнение поведения CMOS и CCD чем-то напоминает сравнение негатива и слайда в плёночные времена: CCD-матрица имеет тенденцию к быстрому вылету светов, очень боится пережогов. Ликвидация последствий переэкпонирования, например, в портрете – в моей практике с 645D обычно приводит к переводу кадра в ч/б, потому что сколько ни прикладывай усилий, всё равно сохраняется желтизна на коже.

Если сравнивать вытягивание из теней, то я на 645D не жаловался, просто у 645Z – диапазон ещё больше. Вот пример из сети о вытягивании недоэкспозиции в 6 стопов: diglloyd.com

Обращу внимание читателей на процесс конвертации из RAW: кадры с 645Z не стоит «чохом прогонять через лайтрум», потому что стандартные настройки ACR – несколько усредняют, не показывают всех возможностей. А на самом деле – камера позволяет весьма свободно обращаться с ползунками Shadows/Highlights и Blacks/Whites, «доставая» дополнительную информацию и при этом не теряя в качестве изображения.

Приятно также отметить, что увеличение динамического диапазона играет положительную роль в черно-белой съёмке, благодаря чему 645Z проявляет себя заметно интереснее 645D.

 

Улучшение работы экспозамера

В камере 645Z использован совершенно новый тип экспозамера: 86 000 цветных RGB пикселей, да ещё и с прошитыми типичными съёмочными ситуациями. Кроме того, этот датчик помогает системе автофокуса, улучшает определение автобаланса белого и увеличивает диапазон экспозамера до -1EV.

Мне особенно понравилось, как новый экспозамер отрабатывает и в боковом, и в контровом свете по сравнению с 645D при съёмке портретов. 77 нецветных зон у 645D нередко могут как недосветить, так и пересветить лицо модели в зависимости от фона. Если съёмка проходит в спокойном стиле, то обычно есть время использовать точечный замер и перекадрировать. Но бывает и так, что времени не хватает, да и сама камера 645Z располагает к более скоростной, оперативной съёмке. И, конечно, очень приятно, что новая автоматика экспозамера лучше понимает задумку фотографа и прекрасно справляется там, где экспозамер 645D, а значит и зонный экспозамер в любой другой камере, может дать ошибку.

 

Тестирование карт памяти и скорострельности

После выхода камеры Pentax 645D многие пользователи пытались ускорить работу камеры, приобретая более быстрые SD-карточки. Но почти сразу выяснилось, что узким местом, тормозящим работу системы, является процессор PRIME II. Как вы можете видеть из таблицы тестирования камеры Pentax 645D, покупка современной скоростной SD-карточки не приводит к улучшениям. Сравните карты памяти со скоростью записи 20Мб/с и 85Мб/с: в камере 645D не происходит ни увеличение длины серии (те же 17 кадров), ни уменьшение времени записи (те же 29 сек).

Камера Формат Карта памяти Паспорт Факт Скорость Время съёмки Время записи
Мб/с кадры кадры к/с сек сек
645D RAW 6 13 17 1.1 15.5 39
20 13 17 1.1 15.5 29
85 13 17 1.1 15.5 29

Таким образом, я заранее знал, что карточка, поддерживающая UHS-I – не нужна мне для 645D. Но так как для 645Z компания Pentax рекомендует новые быстрые карты памяти, то специально для тестирования я приобрел SDHC Transcend 32Gb UHS-I , со скоростью чтения 95Мб/с и самое главное – со скоростью записи 85Мб/с. И действительно, новая электроника и, в частности, новый процессор PRIMEIII – ведёт себя гораздо лучше. Мало того – чем быстрее карточка, тем не только время записи короче, но и длиннее серия в RAW.

Обращу также ваше внимание на длину серии при скорострельности 1.0 к/с. 36 кадров за 36 секунд на карточке 85Мб/с выглядят заметно привлекательнее, чем 35 кадров за 60 секунд на карточке 120Мб/с у Hasselblad H5D-50c на той же матрице.

Камера Формат Карта памяти Паспорт Факт Скорость Время съёмки Время записи
Мб / с кадры кадры к / с сек сек
645Z RAW 20 25 18 1.0 18.0 43
85 25 36 1.0 36.0 22
20 10 10 3.0 3.3 34
85 10 10 3.0 3.3 14

В спецификациях камеры об этом ничего не сказано, но по факту – после того как камера отработала 10 кадров в режиме «скорострельность high» (3.0 к/с), она сама переходит в режим «скорострельность low» (1.0 к/с). В зависимости от скорости карты – дополнительно к заявленным 10 кадрам может получиться ещё какое-то количество кадров. Сравните количество дополнительных кадров на разных карточках (5 и 12), и время записи всей серии, включая первые 10 кадров (52 сек и 18 сек).

Но если и после этого не отпустить кнопку спуска, то камера не останавливается – а продолжает снимать! На медленной карте со скорострельностью 1 кадр в 5 секунд, на быстрой – 1 кадр в 2 секунды. Нетрудно догадаться, что переход в режим 0.5 к/с – это заявленная в спецификации интервальная съёмка «1 кадр в 2 секунды». И серия в RAW, разумеется, не бесконечна (как мне подумалось сначала), а ограничена 2000-ми кадров. Проверять на практике все 2000 кадров – я не стал, и остановил съёмку, потому что камера останавливаться не собиралась.

Камера Формат Карта памяти Паспорт Факт Скорость Время съёмки Время записи
Мб/с кадры кадры к / с сек сек
645Z RAW 20 10 10 3.0 3.3
85 10 10 3.0 3.3
20 5
  1. 0
3.3 + 5.0 52
85 12
  1. 0
3.3 + 12.0 18
20 2 000 ? 0.2 остановил съёмку
85 2 000 ? 0.5

Но самое интересное оказалось впереди, когда я стал тестировать скорострельную съёмку в JPEG, добиваясь результатов, превосходящих заявленные паспортные характеристики. Памятуя о том, что компания Pentax осторожно и аккуратно подходит к спецификациям камер, и вполне возможно, что длина серии 30 кадров при съёмке в JPEG указана для самых некомфортных условий (например, очень холодная погода; приоритет фокусировки, а не скорострельности; не самая быстрая карточка памяти; продвинутые настройки JPEG, включая коррекцию периферийного освещения, дисторсии, дифракции, хроматических аберраций, что заметно замедляет получение JPEG и т.п.) – я решил поискать максимальные возможности электроники камеры, отключив все замедляющие опции.

Оказалось, что в наиболее комфортных условиях – длина серии в JPEG кажется неограниченной вообще ничем! На самом деле – это, конечно, не так. Ради корректной отсечки выдержки – длина серии в любом формате съёмки ограничена всё теми же 2000-ми кадров. Проверять на практике все 2000 кадров – я опять не стал, и остановил съёмку, потому что камера опять останавливаться не собиралась.

Не меньше меня удивило и время записи отснятых длинных серий: вне зависимости от скорострельности, от длины серии, и почти вне зависимости от скорости карты – через несколько секунд все кадры были уже записаны!

Камера Формат Карта памяти Паспорт Факт Скорость Время съёмки Время записи
Мб/с кадры кадры к / с сек сек
645D JPEG 6 13 19 1.1 17.3 28
20 13 19 1.1 17.3 23
85 13 19 1.1 17.3 23
645Z JPEG 20 300 2 000 ?
  1. 0
остановил съёмку 2-3
85 300 2 000 ? 1.0 1-2
20 30 2 000 ? 3.0 2-3
85 30 2 000 ? 3.0 1-2

Работа автофокуса

Система автофокуса у компании принципиально не менялась 10 лет, что необычайно много для высококонкурентного малоформатного рынка. В 2003 году в одной из последних малоформатных плёночных зеркалок Pentax (в камере Pentax *ist – как раз моей первой зеркалке этого бренда), а следом и в первой малоформатной цифровой зеркалке (в камере Pentax *istD) – появился модуль автофокуса, в котором было 11 точек фокусировки (из них 9 крестовых). По тем временам это было неплохо для нерепортёрских камер, однако впоследствии из-за внутренних проблем компании это решение (с незначительными улучшениями) –кочевало из камеры в камеру вплоть до выхода Pentax К-3 в конце 2013 года.

После приобретения бренда Pentax компанией Ricoh была проведена большая работа с претензиями потребителей, в результате которой на свет появился полностью переработанный модуль автофокуса. Теперь это:

  • 27 точек фокусировки (25 крестовых), в то время как у Leica – всего 5 точек фокусировки, у Mamiya/Phase One – 3, у Hasselblad – 1
  • 3 точки для работы со светосильной оптикой f2.8
  • возможность использовать зонный автофокус (9, 25 и все 27 точек)
  • возможность в режиме следящего автофокуса использовать вспомогательные точки (8, 24 и все 26 точек вокруг выбранной)
  • улучшенный до -3EV диапазон фокусировки, наконец-то практически снявший проблему хантинга при недостатке освещения
  • возможность в обычном автофокусе выбрать приоритет фокусировки или приоритет спуска затвора
  • возможность выбрать приоритет фокусировки или приоритет спуска затвора для первого кадра в следящем автофокусе
  • — возможность в следящем автофокусе выбрать приоритет скорострельности или приоритет фокусировки
  • — возможность настраивать следящий автофокус на удержание основного объекта или переключение на второстепенный объект

И всё это – реально работает! Ничего подобного не предлагает ни одна компания на среднеформатном рынке. Конечно, осваиваться несколько непривычно; и разобраться мне скорее помог опыт работы не с бывшими у меня камерами Pentax (где был один сорт следящего автофокуса – следящий), а опыт работы с бывшими у меня «единичками» Canon (1D III, 1Ds III, 1D IV).

Да, нельзя сказать, что 645Z фокусируется так же быстро, как топовые репортёрские камеры Canon или Nikon, потому что невозможно за один, даже хороший шаг – наверстать упущенное за 10 лет (наверное это и невозможно, учитывая диаметр байонета Pentax 645, а значит и среднеформатных объективов). Но мне очень понравилось, что сам стиль съёмки при использовании 645Z в репортаже – действительно совершенно меняется (по сравнению с 645D), становится абсолютно привычным для пользователя современных малоформатных камер. Ну а 645D остаётся далеко позади, вместе с любой другой камерой среднего формата, включая параллельно вышедшие решения конкурентов на CMOS-матрице.

Также можно отметить, что у 645Z уменьшен лаг затвора, а сам затвор стал чуть мягче, чем у 645D. Ну и конечно, скорострельность 3.0 к/с – это не «на 2.0 к/с больше», чем вы привыкли на среднем формате – это в 3 раза быстрее; и такая раскадровка позволяет эффективно справляться с гораздо большим количеством динамичных сюжетов.

 

Liveview

Применение CCD-матриц на среднем формате не даёт возможности реализовать полноценный режим live-view, поэтому на рынке можно было встретить решения с псевдо live-view или вообще без этого режима, как в той же 645D. Это, кстати, вынуждает меня использовать на камере 645D аксессуары к моей плёночной камере 645NII:

  • увеличитель видоискателя 2.0х
  • угловой видоискатель 1.0х-2.0х

Применение CMOS-матрицы позволило реализовать полноценный режим live-view так, как к этому привыкли пользователи зеркалок и беззеркалок малого формата. В камере Pentax645Z вы можете задействовать следующий функционал:

  • фокус-пикинг
  • увеличение зоны фокусировки в 2, 4, 8, 12, 16 раз
  • 5 режимов контрастного автофокуса: центральная мини-область фокусировки; ручной выбор области фокусировки, когда экран поделен на 2030 мини-областей (58х35); автовыбор обычной области фокусировки, когда экран поделен на 35 обычных областей (7х5); трекинг и даже распознавание лиц
  • 5 видов вспомогательной сетки (3х3, 4х4, 6х8, 8х12 и «прицел»)
  • отображение гистограммы
  • отображение предупреждения о пересвете
  • отображение обеих осей электронного уровня
  • возможность запомнить положение поворота на 180 градусов для удобной работы в режиме пересъёмки

В сочетании с откидным экраном всё это предоставляет много новых возможностей пользователям среднего формата.


Видеосъёмка

Несмотря на то, что несколько компаний получили одну и ту же матрицу Sony, только компания Pentax смогла выпустить первый в мире среднеформатный фотоаппарат с возможностью записи видео. Характеристики самой матрицы таковы, что режим 4К реализовать на ней оказалось нельзя, поэтому инженеры выжали максимум возможного и предложили покупателям режим Full-HD 30p/60i (во всех экспорежимах, включая полностью ручной).

Дополнительным преимуществом будет то, что компания Pentax является единственным производителем стабилизированной оптики на среднеформатном рынке, и таким образом систему Pentax 645 можно даже использовать для съёмки видео с рук. Пример того, что качество изображения не страдает при использовании оптики со стабилизацией в видеосъёмке, вы можете увидеть в следующем ролике, сделанном при помощи 645Z и объектива 90/2.8: youtube.com

В видеорежиме AutoISO работает в диапазоне 100-3200 и с точки зрения шумов – в верхней части этого диапазона матрица 645Z ведёт себя очень прилично по сравнению с любой другой видеоматрицей на рынке (не стоит забывать, что это одна из новейших разработок компании Sony).

Кроме того, руководствуясь своим опытом в производстве зеркалок малого формата, компания Pentax, не откладывая дело в долгий ящик, сразу же предложила встроенный стереомикрофон для записи звука, а также гнездо для подключения внешнего микрофона, разумеется, с возможностью ручной регулировки громкости записи. На мой взгляд, встроенный микрофон вполне достаточен, чтобы записывать «звук вокруг» в небольшом помещении или на улице в небольшом радиусе действия. Мой внешний микрофон полу-пушка Sennheiser МКЕ 400 (разработанный для видеографов) делает это несколько лучше, но непринципиально. Для съёмки с дальней дистанции, специализированный внешний микрофон – заметно полезнее встроенного.

Лично я не думаю, что при рыночном буме 4К технологий камеру Pentax 645Z будут покупать исключительно ради съёмки видео, но многим людям будет интересна сама возможность получать ролики с одной из самых больших видеоматриц в мире. К сожалению (или к счастью) – я не являюсь специалистом по видео, не имею соответствующего дополнительного оборудования и не претендую на профессиональную оценку полученного результата. Те ролики, которые снимал для себя – понравились мне и моей семье, но я предпочту подождать оценки действительно профессиональных видеографов. В качестве примера съёмки не просто видео, а даже кино, включая приличный post-production, можно привести вторую половину следующего ролика: youtube.com

 

Сферы применения

У меня сложилось впечатление, что Pentax 645Z – это универсальная и очень «коммерческая» камера: покупай и работай. Управление интуитивно, осваивается легко, при переходе с малого формата – не вызывает ступора и отторжения. Кроме традиционных применений для съёмки пейзажей и студийной работы с портретом и макро/предметкой, камера вполне может быть использована для самого широкого круга задач:

  • различные виды съёмки с рук при недостаточном освещении, когда нежелательно «убивать атмосферу» кадра (концерты, театры, церкви и т.п.)
  • архитектурная и интерьерная съёмка
  • спорт и особенно «псевдорепортажная» спортивная реклама
  • путешествия и туризм
  • съёмка дикой природы и животных
  • съёмка в сложных погодных условиях
  • стрит и просто walk-around
  • fashion-фотография
  • ну а в свадебной фотографии 645Z можно использовать не только для постановочных кадров, но и для съёмки всего процесса, включая те локации, где нежелательно использовать вспышки/внешний свет (в храме во время венчания, в некоторых ЗАГСах и т.п.)

Обобщая двухнедельный опыт тестирования, могу сказать, что 645Z – единственная камера, а Pentax – единственная система, действительно толково раскрывающая технические возможности CMOS-матрицы на среднем формате.

продолжение обзора