Обзор среднеформатной цифровой камеры Pentax 645Z

avatar

Дмитрий aka managger
 Август, 2014, г. Москва
 сетевые координаты

С разрешения автора публикуется интереснейший обзор новой камеры Pentax 645Z, предлагающей на сегодня лучшее соотношение цена/качество в сегменты среднеформатных систем. 

645Ztop

Революция в среднем формате

Компания Pentax начала производить среднеформатные зеркалки 6х7 в 1969 году. Такими зеркалками можно иногда снимать с рук, но их основное применение в силу большого зеркала и больших габаритов – это работа со штатива в студийной и пейзажной съёмке. В 1984 году компания Pentax вывела на рынок среднеформатную систему 645, и используя свой опыт как в производстве зеркалок малого формата, так и в производстве зеркалок формата 6х7, постаралась максимально развести между собой форматы 6х7 и 645.

Корпус плёночных камер Pentax 645 (1984), 645N (1997), 645NII (2001) послуживший основой для цифровых камер 645D (2010) и 645Z (2014) сделан максимально компактно и удобно для съёмки с рук; настолько, насколько это вообще возможно для формата 645. Объективы Pentax 645 почти всегда меньше и легче, чем аналогичные по фокусному расстоянию объективы других среднеформатных систем. Всё это в совокупности давало фотографу возможность перейти с малого формата на средний, улучшая качество снимков, но при этом максимально сохраняя привычки съёмки, сложившиеся на малом формате. К тому же, в 1997 году компания Pentax выпустила камеру 645N – первую на рынке системную автофокусную среднеформатную камеру.

645Z_frontЕщё в начале 2000-ых разница в цене между добротной малоформатной камерой (например CanonEOS 3, NikonF100, MinoltaDynax 9, PentaxZ1-P или PentaxMZ-S) и автофокусными среднеформатными камерами (Rolleiflex 6×6 и 645-е системы Contax, Hasselblad, Mamiya, Pentax) составляла 3-4 раза и измерялась несколькими тысячами долларов. Однако, при переходе из плёночной эпохи в цифровую, ситуация на рынке сильно изменилась. Первые цифровые CCD-матрицы стоили очень дорого, и чем больше был их размер, тем непропорционально сильнее возрастала их стоимость. Разрыв в цене между добротной цифровой малоформатной камерой (например Canon 5D; затем Canon 5D Mark II , NikonD700, SonyA900; а сейчас Canon 5DMarkIII, NikonD800/800E/810, Sony A99) и цифровыми среднеформатными камерами (Hasselblad, Mamiya/Phase One, Leica) очень сильно вырос и стал измеряться несколькими десятками тысяч долларов.

Кроме того, первые CCD-матрицы заметно шумели, и их использование зачастую ограничивалось только самыми низкими значениями ISO. Это приводило к тому, что цифровой средний формат стали применять в первую очередь при работе со штатива в студийной и пейзажной съёмке, но не столько из-за большого зеркала и больших габаритов, сколько из-за шумности CCD-матриц. Таким образом, относительно компактный 645-ый формат стал выполнять несвойственные ему функции, которые в плёночные времена ложились на плечи старших форматов (6х7, 6х8, 6х9 и т.д.). В массовом сознании сложился стереотип, что цифровой средний формат – это очень дорого и используется только для ограниченного круга задач, а все остальные функции забрали на себя цифровые зеркалки малого формата.

645ZsealingНо потом – Пентакс просто вернулся. Камера Pentax 645D сделала первый шаг к отказу от стереотипов, а камера Pentax 645Z делает даже не шаг, а прыжок в этом направлении. Фактически, она возвращает нас в те времена, когда 645-ый формат (не средний формат вообще, а именно! 645-ый) использовался не только для студийной или пейзажной работы, но и для съёмки с рук в свадебной, спортивной, жанровой, трэвел фотографии и для многих других задач. А с учётом демократичной ценовой политики компании Pentax на среднеформатном рынке, 645Z становится основным кандидатом на переход с малого формата.

 

От прототипа до релиза

Камера Pentax 645Z впервые была показана в феврале 2014 года, на выставке «CP+» (Япония):
 news.ricoh-imaging.co.jp
 www.ricoh-imaging.ru

15 апреля 2014 года, сразу после выставки «Consumer Electronics & Photo Expo» (Москва, Россия) – камера была официально анонсирована:
 news.ricoh-imaging.co.jp
 www.ricoh-imaging.ru

Также можно посмотреть специальный сайт камеры:
 www.camera-pentax.jp
 www.ricoh-imaging.co.jp

На японской версии официального сайта уже существует раздел FAQ, который на английской версии (вспоминая опыт с 645D) появится позднее, поэтому рекомендуется воспользоваться онлайн-переводчиком:
 www.ricoh-imaging.co.jp

Поставки дистрибьюторам начались в конце июня 2014 года.

 

Обновление программного обеспечения

В комплекте с 645Z поставляется RAW-конвертер Pentax DCU 5.1 (на основе сотрудничества с компанией SilkyPix). Версия Pentax DCU 5.0, которая шла в комплекте с камерой Pentax K-3, пока не видит и не конвертирует DNG файлы от 645Z. Надеюсь, в скором времени на официальном сайте будет выложено обновление программного обеспечения, чтобы все поклонники Pentax DCU могли попробовать конвертацию снимков с нового флагмана компании.

В целом, по сравнению с 4-ой версией Pentax DCU, которая шла в комплекте с камерой Pentax 645D, новая 5-ая версия стала:

  • симпатичнее по интерфейсу;
  • функциональнее, в силу использования нового движка;
  • удобнее в организации предпросмотра и отбора фотографий для последующей конвертации (особенно в двухмониторной конфигурации);
  • быстрее для 64-битных систем, потому что предыдущая версия в 64-битных системах устанавливалась и работала, но только как 32-битное приложение.

645Z_diecast

 

Коррекция в софте компании Adobe

Ещё в 2010 году, когда выходила 645D, было налажено сотрудничество с компанией Adobe. В её продуктах Photoshop CS5 (начиная с версии ACR 6.2) и Lightroom (начиная с версии 3.2) появилась возможность выбрать профиль для любого автофокусного среднеформатного объектива Pentax, существовавшего на тот момент (и по мере выхода новых объективов Pentax – их профили также добавлялись и добавляются в свежие версии ACR). С тех пор продукты компании Adobe видят DNG файлы из камер Pentax (в том числе и DNG из 645Z) без необходимости апргейда программного обеспечения. Но камера умеет снимать ещё и в свой собственный RAW формат – PEF, и для поддержки файлов из 645Z – необходимы более свежие версии Photoshop (начиная с версии ACR 8.5) или Lightroom начиная с версии 5.5.

 

Тетеринг

Когда-то давно тезеринг был у малоформатных камер Pentax K10D (2006) и К20D (2008), но после того как компания Pentax перешла под контроль компании Hoya, возможность снимать сразу в компьютер – исчезла изо всей линейки продуктов. Поэтому, когда в июне 2010 года 645D пошла в продажу, то тезеринга у неё не было и его даже не обещали. Однако покупатели 645D убедили компанию в том, что несерьёзно выходить на рынок среднего формата без такого привычного на этом рынке программного обеспечения. В феврале 2012 года диск с программой «Image Transmitter 1» был анонсирован по цене 200 долларов в США. Но первый блин оказался комом. Передача файлов из камеры 645D по USB 2.0 работает небыстро, а самое главное – у программы упрощённый интерфейс, заметно уступающий продуктам конкурентов.

Компания Ricoh учла негативный опыт и при анонсе 645Z в апреле 2014 года – сразу же пообещала сделать полностью новый программный продукт, отвечающий требованиям современности. Кроме того, что у 645Z появился в несколько раз более быстрый USB 3.0, в главном окне программы можно будет не только использовать live-view и просматривать отснятый материал, но и полноценно управлять камерой с компьютера.

10 июля 2014 года, практически вместе с началом продаж камеры, была анонсирована и новая программа «Image Transmitter 2» с предполагаемым сроком выхода на рынок в конце сентября:
 news.ricoh-imaging.co.jp
 dc.watch.impress.co.jp
 www.ricoh-imaging.co.jp
 store.ricoh-imaging.co.jp

Нетрудно предположить, что демонстрация работы нового программного обеспечения будет широко освещена в рамках предстоящей выставки Photokina-2014 (Германия, 16-21 сентября).

 

Сторонние обзоры

 www.pentaxforums.com
 www.pentaxforums.com
 www.luminous-landscape.com
 www.techradar.com
 www.photographyblog.com
 www.pcmag.com
 blog.mingthein.com
 blog.mingthein.com
 blog.mingthein.com
 www.quesabesde.com
 www.jonathanliewys.com
 www.joelgrimesworkshops.com
 diglloyd.com

продолжение обзора 

 .doc-версия обзора