Фотовед Василий Михайлин

vasca2 vascaphotoК нам на огонек заглянул известный фотограф, заядлый путешественник, один из отцов-основателей движения Photosafari.kz, чуть-чуть конспиролог и немного человек-оркестр — «матерая глыба» Василий Михайлин ака Vasca. Кое-кто из нас (авторов проекта Затворщик — прим. ред.) давно отслеживает творческий путь Василия и коллективный разум принял решение о проведении очередного допроса с пристрастием. Итак, сыворотка правды подмешана в бокал с «Буратино», клиент дозрел. Начинаем!

— Добрый день, Василий! Усаживайтесь поудобнее, очень рады видеть вас у нас! Стакан «Буратино»? …М-м-м, не трогайте чучело Юзверя, пожалуйста! — Здравствуйте! И в мыслях не было… «Буратино» настоящий?

— А то! Пе-е-е-й-те! Отлично, теперь сделаем вдох-выдох и начнем сеанс гипноза общения. Как вы пришли в фотографию? Добровольно? Через тернии или прямой дорогой? — А что подразумевается под «пришел в фотографию»? Когда я первый раз взял в руки фотоаппарат, или когда я первый раз получил деньги за свою фотографию? Или может когда впервые участвовал в фотоконкурсе?

VSC_7496 До свиданья, Солнце! Горный массив Бектау-Ата, Центральный Казахстан. Nikon D800, 16мм, f10, 1/40с, ISO400

— Вопросы тут задаем мы! Продолжайте. — В первом случае – в детстве, классе четвертом или пятом… Вначале было просто интересно. И этот особый запах пленочных фотоаппаратов – сейчас такого уже нет… Ну, побаловался немного и бросил. А потом, через год, сломал руку (это сильно ограничивало разнообразие тогдашних моих занятий) и порядком забытый фотоаппарат снова попал в поле моего внимания. От нечего делать только и занимался тем, что все подряд фотографировал. Дошло даже до того, что какие-то книжки по фотографии прочитал (теория там, практика). После этого фотографировал много и всякое. Но прогресса особого не было – все-таки ч/б-фото сильно ограничивает. Портреты друзей-родственников, попытки снять пейзаж или там, птичек – результат был в общей массе безрадостный.

AE-WM_Panorama3 Панорама гор Ак-Тау. Национальный парк Алтын-Эмель, Юго-восточный Казахстан. Canon 20D, 2 вертикальных кадра

— Нет ну как же, была ведь цветная пленка – негатив, слайд… — Цветное фото тогда (на дворе стояли 80-е годы) стоило немеряных денег. Рулончик цветной негативной пленки 36 кадров стоил 10 советских рублей – считай, $100 по нынешним временам! Да и сам процесс, если самому печатать с негативной цветной пленки, был просто умопомрачительно сложен. Спецувеличитель с кучей светофильтров, реактивы — причем не просто проявитель с фиксажем, нужно было работать с еще несколькими реактивами. А вот про слайдовую пленку мне никто не подсказал, хотя тогда (как потом я выяснил) было вполне реально снимать цветные слайды. Ну был еще этап увлечения всяческими коллажами – без фотошопа это было еще то занятие! А потом в нашу жизнь пришли фотолабы. Это был новый рывок – цветные фото без особых заморочек, только успевай фотографировать! Именно тогда я довольно основательно подсел на пейзажи. Потом на несколько лет я забросил фотографию, потому что мама купила видеокамеру ;)

KG_0182 Высокогорное озеро Кельсу. Кыргызстан. Canon 300D

А потом (это уже 2003 год) пришла ЦЫФРА, затем настал ИНТЕРНЕТ. И фотография снова накрыла меня с головой. К тому времени я нашел нескольких друзей-единомышленников, которые любили путешествовать. Еще и сайт сделал нашей развесёлой компании The Вопляры (кстати он до сих пор работает: voplary.al.ru), где была большая по тем временам фотогалерея. На меня стали выходить разные люди с запросами о покупке моих фото казахстанской природы, поступали даже заказы на фотосъемку конкретных мест. Ну и пошло-поехало – что-то продавалось, где-то участвовал в конкурсах… Результат перед вами.

— Эк вас штормило, коллега! А как называлась первая фотокамера? — Вилия-Авто. Самая первая сломалась, но сейчас лежит еще где-то в коробках из прошлых жизней её дубликат – точно такая же модель, но купленная уже после поломки первой.

KG_1237 «Горбы» хребта Сары-Белес. Кыргызстан. Canon 20D, 70мм, f8, 1/250с, ISO100

— Перейдем к географии. В каких местах бывал? Что запомнилось и полюбилось больше всего? — «Ви нипавэрите» ©, но я нигде кроме КЗ не был (если не считать одной поездки на Черное море в детстве, когда еще это была одна страна). А, ну да, ещё Киргизия — но это ж наше всё!

BA_9918 Купели. Горный массив Бектау-Ата, Центральный Казахстан. Canon 5D classic, 19мм, f13, 1/64с, ISO200

Насчет «запомнилось и полюбилось» – это все-таки разные вещи. Много чего запомнилось. Первый многодневный поход в горы (БАО, ГАИШ). Высокогорное озеру Кельсу на границе Киргизии и Китая, Мангыстау… Да практически во всех путешествиях есть моменты, которые на всю жизнь в память врезались. А вот что больше всего полюбилось – тут очень сложно решить. Давайте сойдемся на том, что мне больше всего нравятся горные леса.

— Мы немало наслышаны о фотопроекте «Неизвестный Казахстан». Почему столько таинственности в названии? — Ну, потому что при слове КЗ у всех сходу рисуется картина бескрайних унылых степей. А мы показываем реки, озера, горы, леса, каньоны (хотя, конечно, бескрайних унылых степей у нас тоже чуть больше чем дофига). Глядя на наши фото, люди задают вопросы вроде «Это что, в Казахстане!?!». Или, как вариант для местных жителей: «Это где? У нас!?!#!&@!!!» Да-да, мы, жители КЗ, хуже чем иные иностранцы знаем о природных красотах своей Родины. Вот и выходит, что Казахстан – «неизвестная» страна!

SovietLight«Око ангела». Перевал Алматы-Алагири, Заилийское Алатау.

Canon 300D, объектив Görlitz Primoplan 58/1.9

Ну а проект, собственно, и создавался с целью развеять вышеописанный стереотип. Как говорил Верещагин: «За Державу обидно…» Сейчас это можно назвать тенденцией, такие мысли не одних нас посещают. На слуху передачи, экспедиции, статьи с подобными названиями и заголовками, которые появились совершенно параллельно нашему проекту, без какого-либо сговора – честно-честно!

— Верим-верим ;) Василий, вы много путешествуете – наверняка в поездках случались всякие курьезы и несуразности. Расскажете нам какую-нибудь невероятную историю из своей практики? — А в каком смысле невероятный? То что самые зачетные фото получаются случайно? О! Вспомнил!!! Было это на Бектау-Ата. Причем не в первый раз уже мы там были, места знакомые (может это и способствовало приключению). Так вот, задумали мы подняться на самую высокую точку ближе к вечеру — хотели заснять оттуда закат. Сама гора представляет собой монолитный массив гранита (говорят, это древний неродившийся вулкан). С одной стороны ходить на неё – сплошное удовольствие. Идешь по ровному, будто бетонные плиты, склону. Местами там, конечно, есть довольно «засадные» места. И если не следовать «нити Ариадны» (вернее, правильного маршрута подъема) можно конкретно встрять, «зависнуть» — это когда вверх идти или лезть уже не возможно, а спускаться вниз – страшно до дрожи в коленках.

bosogo_p1Собирательный образ Киргизии. Кыргызстан. Canon 20D, многорядная панорама

В тот период нашего фототворчества мы увлекались съемкой моделей на фоне дикой природы. Перед восхождением была еще фотосессия в заброшенном пионерлагере, которая, естественно, затянулась дольше, чем планировалось и на маршрут мы вышли намного позже, чем следовало бы. Тогда на вершину полезло человек пять, кажется. Кроме меня и Кости с нами была Модель, сопровождающий ее Поэт и еще одна девушка-фотосафаристка Надя. Несмотря на такой разношерстный состав, все участники восхождения были в неплохой физической форме (Надя – та вообще скалолазка). Поднялись без приключений, но уже в сумерках. Еще и тучки набежали. Божественного Света не случилось, но кое-что поснимать все же удалось. Непонятно-чудесным образом мы сварганили футуристический костюм для Модели — из домашних заготовок была только газовая горелка, которую использовали как головной убор, и скотч. Это все требовалось для воплощения идеи в стиле SF, которая была основана на непохожести вершинного пейзажа Бектау на планету Земля – какие-то кратеры, ниши и т.п.

BA-prishel_9675 «Пришельца». Гора Бектау-Ата (вершина), Центральный Казахстан. Canon 5D

Зкончив фотосессию и сделав обязательное групповое фото, мы неожиданно обнаружили, что уже стемнело. Мало того, по камням весело забарабанил дождь! И вот тут то (звучит тревожное «Та-та-та-тааам!») я понял, что по мокрому граниту мои кроссовки очень хорошо скользят, просто прекрасно скользят! А все эти прелести ровных наклонных (порой под 45 градусов) склонов горы, о которых я упоминал выше, превратились в одну большую засаду – в моих кроссовках по ним можно было ехать с постоянным ускорением, причем сотни метров! А в нижней точке натурально лететь… Я, честно говоря, тогда растерялся. И объявил всем, что я никуда не пойду и буду сидеть тут на вершине, пока все не просохнет (по сценарию тут должен быть fade-to-black). Однако не у всех были такие проблемы. Модель с Поэтом как-то сразу ушли вниз и мы видели только мерцание их фонарика (кстати очень маленького, что он там освещал – непонятно.) На окрики они отвечали что-то неразборчивое в шуме дождя и… Короче ушли они в темноту. По-видимому, их обувь держала нормально. Костины натовские берцы тоже прекрасно держали сцепление. А вот у меня и Нади обувь была не к черту…

IMG_4712«Пятый элемент». Национальный парк Алтын-Эмель, Юго-восточный Казахстан. Canon 5D, объектив Canon EF 17-40/4 L

И тут Костя выдает: — Снимай ботинки, босиком пойдешь. — ?!? 80 (это моя немая реплика). — Давай-давай! — Чо-то я очкую… — Не дрейфь, я сто раз так делал! (и рассказал, как он в первый приезд тут «завис», выбравшись только благодаря тому, что додумался снять ботинки). Ну в общем я попробовал и, о чудо! Ноги мои голые держали! И на мокром граните, и даже когда я шлепал по ручьям, которые уже весело бежали вниз по склону, и кстати (как мило) были теплыми! Видимо нагретый за день бок горы отдавал им свое тепло. И вот, значит, мы веселой троицей ползем вниз в кромешной тьме. Была еще одна серьезная опасность – мы могли сбиться с единственно правильного маршрута и зависнуть над пропастью, но идущий впереди Костя (кстати, фонарик был только у меня), вывел нас к уже пологому ущелью. Дальше мы шагали, распевая во всю глотку «А не спеши ты нас хоро-они-и-и-ить». Ну в общем, потом еще надо было продраться сквозь колючие заросли шиповника и как-то найти лагерь (его и днем-то не всегда с первого раза найдешь) — но нам пришли на помощь оставшиеся в лагере фотосафаристы, подавая световые сигналы всеми подручными способами. Окончательно я выдохнул, когда вернувшись в лагерь, мы обнаружили там Модель и Поэта — целыми и невредимыми.

Turanga_3785Туранга (реликтовый тополь). Национальный парк Алтын-Эмель, Юго-восточный Казахстан. Canon 5D, объектив Canon EF 17-40/4 L

А теперь, абстрагировавшись, еще раз представьте себе эту картину: Ночь. Дождь. По крутому гладкому склону спускаются босые люди и орут песни…У меня такое, несмотря на хороший опыт походов и восхождений, было впервые. Просто нет слов… (утираем холодный пот, но кое-кто давится от смеха). За это надобно давать награды. Вот кстати? Какими регалиями обласканы? Регалий нет. Награды есть – пару раз получал призы на казахстанском конкурсе «Фото года». В номинации «Пейзаж» даже первое место есть. Ну, еще была пара интернет-конкурсов. Вот недавно узнал (причем случайно), что выиграл какой-то конкурс, проводимый Сашей Цоем в АиФ. Но как туда попали мои фото, и вообще что это – выяснить не удалось. Говорят там даже призы дают.

IMG_0216_1«Электричество». Предгорья г. Алматы, Центральный Казахстан. Canon 20D, 40мм, f11, 30с, ISO200

— Мы знаем как это называется: «имя+репутация». И эта связка уже вовсю работает. Какие планы на будущее? — Да мы тут в видео ударились… Я взял на себя таймлапсы (цейтраферная съемка). В принципе это тоже самое фото, только сильно «размазанное» по времени — таймлапс может снимается от получаса до… Да хоть годами снимай его! Процесс чем-то напоминает старое классическое фото – когда на получение одного снимка уходило не менее 15 минут. Так и тут – пока все настройки на камере выставишь (тут все в ручную приходиться накручивать), пока соорудишь и настроишь контроллер всей этой машинерии, пока собственно пройдет процесс съемки… В общем переснять в тот же момент уже не получается (например, солнце уже село). И если не рассчитал чего-нибудь – то все, прибегай в другой день в то же время. А вдруг погоды не будет!? В ближайших планах – отточить технику этой самой цейтраферной съемки. А если говорить в общем, то хочется заниматься любимым делом не отвлекаясь на досадные «мелочи» типа зарабатывания на хлеб насущный. Кстати, про спецоборудование для таймлапсов. По минимуму там всего-ничего то надо – специальный пульт с таймером, который «щелкает» через заданный промежуток времени (ну например кадр раз в 3 секунды). А сейчас уже и встроенные таймеры стали делать. А Д800 так вообще – сразу может видеофайл склеить! Но видео получается статическое (камера, само собой, на штативе стоит). А хочется же добавить еще движения – ведь сейчас без этого «картинка» уже не смотрится! Вот и приходиться ставить фотоаппарат на «рельсы» и электронные «головы». «Рельса», или слайдер – это такая направляющая, по которой скользит площадка с камерой. Но т.к. мы снимаем не обычное  видео 24 кадра в секунду, а один кадр в 3, 5 и более секунд – то площадка должна двигаться о-о-очень ме-е-е-е-дленно. Вручную это сделать не реально, поэтому она оборудована специальным механизмом с контроллером, который все это математически рассчитывает в зависимости от заданных параметров. А «голова», которую я называю «Миеалофон»…

— Стоп! Почему «миелафон»? Почему? У-у-у — это надо видеть! Вернее слышать!

— Ну не томите, показывайте уже! — Обязательно следующий раз захвачу с собой и покажу. В общем, тут либо создатели этого девайса смотрели советские фантастические фильмы, либо создатели советских фантастических фильмов знали что делают, но… первые полчаса знакомства с этим прибором у всех (кто постарше вырос на фильме «Гостья из будущего») вызывают ржач и приятные воспоминания ;) Работает оно на том же принципе, что и рельса, только двигается тут камера не по прямой, а вращается по двум осям. В итоге получается… ну смотрите сами. Мне лично очень нравиться!

— Ладно, не отвлекаемся! Твоя фотографическая философия? — Не знаю, правильно ли я понимаю термин «философия» в данном случае. Но вот что приходит в голову: Какая техника – не важно. Но важно знать её — если не досконально, то хотя бы на 75%. Причем важна не только практика, но и теоретические знания. «Проявлять» картинку в фотошопе (или в RAW-конверторе) – нужно! Я говорю про постобработку вообще. Не надо бояться отойти от «действительности». Надо показать так, как видит глаз (мозг), а не бездушная матрица. При этом важно не переборщить, «выкручивая» цвет и контраст. Вообще, конечно, чувство меры – оно нужно везде, на каждом этапе. Ну и еще одна банальность, которую я не устану повторять: «Красота спасет Мир!»

UBIK- 121«Драматичная сказка». Долина «Сказка», Кыргызстан. Canon 20D, 40мм, f5.6, 1/125с, ISO400

— А Лебедев утверждает, что «дизайн спасет мир» (видимо отождествляет свои творения с понятием красоты, бр-р-р!)… Василий, а чем предпочитаете фиксировать красоту сейчас? — Мои личные предпочтения – Canon 5D, который уже давно считается настоящей классикой камеростроения (его так часто и называют: 5D classic). Я в первую очередь смотрю на картинку, которую дает аппарат, а потом уже на удобства, фишки, мегапиксели и т.д. А картинка у «первопятка» на данный момент одна из лучших среди других ФФ-камер (и это моё мнение разделяет большинство экспертов). Безотказно проработав несколько лет, мой Пятак сломался — вышло из строя зеркало. Три раза относил в ремонт – но хватало ненадолго. Помыкался год с лругой техникой и… Понял, что не хочу расставаться. И вот только недавно удалось починить, собрав из двух аппаратов один (спасибо огромное за это Владиславу Якушкину). Сейчас использую кроме Canon еще и Nikon Д800Е. Кстати, по картинке он лучше 5D2 и 5D3, но уступает 5D «классик» – такое вот моё частное мнение.

PO_061«Ликвидаторы». Приозерский полигон (13-я площадка), г. Балхаш, Центральный Казахстан. Canon 5D, объектив Canon EF 17-40/4 L

— Будет ли напутствие начинающим фотографам? — Ничего кроме банальностей в голову не приходит. Поэтому промолчу.

— Мы тоже, пожалуй, воздержимся… Спасибо за интересный рассказ и да пребудет с вами светосила! Между прочим, в вашем «Буратино» мы кое-что подрастворили… Чтобы вам было легче рассказывать. Без обид, ладно? — Да ну вас! (с нескрываемым злорадством отрывает ухо Юзверю и поспешно хлопает дверью)

— ??? Эй! Да что вы себе позволяете! Шульц, это ты виноват, беспринципное животное…  

2013 © Затворщик