KODAK ≠ DALSA

mf_sensors

shshop_wbg_orange Делать лобовые сравнения типа «CCD Kodak» vs «CCD Dalsa» как бы не совсем корректно — ведь итоговая картинка зависит от целого букета критериев: технология производства, обвязка матрицы, пре-процессинг перед записью информации в RAW-файл, эффективность системы охлаждения и т.д.

Большинство задников — это сборная солянка из компонентов разных производителей. Пожалуй, только Kodak проектировал свои задники от начала до конца — однако и он бросил это дело после пробного блина (линейка Kodak DCS Pro Back на 16Мп сенсоре), сфокусировавшись на производстве матриц. 

Разброс мнений по вопросу «Что лучше — Kodak или Dalsa?» породил множество холиваров, поэтому обратимся к официальной точке зрения и «послушаем куликов, расхваливающих свои болота» — все-таки инженеры не зря едят свой хлеб.

logo_dalsa

Cайт компании-производителя сенсоров Teledyne Dalsa (www.teledynedalsa.com) обстоятельно расписывает преимущества своих CCD-технологий:

  • Высокий коэффициент заполнения (КЗ или англ. Fill Factor): КЗ сенсоров Dalsa обычно составляет 80-90%. Аналогичный показатель других сенсоров существенно меньше из-за наличия дополнительных схемотехнических элементов, размещенных в структуре светоулавливающей ячейки. Для предотвращения блуминга, в сенсорах Dalsa используется фирменная технология «вертикального анти-блуминга», основанная на рассеянии избыточного заряда в подложке подложки (англ. Vertical Overflow Drain или «технология VOD») — таким образом сохраняются высокие значения КЗ при эффективной защите от пересветов.
  • Низкий уровень тепловых шумов: оригинальный дизайн матрицы светочувствительных ячеек и тщательно отработанная технология производства сенсоров Dalsa гарантирует низкий уровень шума — даже без использования дополнительных систем охлаждения и шумоподавления. Малошумный характер сигнала сохраняется даже при высоскоростной съемке.
  • Лучшая восприимчивость к «косым лучам»: сенсоры Teledyne Dalsa сохраняют высокую производительность даже в том случае, когда лучи падают под углом к поверхности сенсора — характеристика, важная при использовании широкоугольной оптики и при наклонах/смещении оптической оси относительно плоскости, в которой расположен сенсор. Это стало возможным благодаря использованию тонких слоев поликристаллического кремния и меньшему количеству схемотехники, расположенной над областями накопления заряда.
  • Превосходные цветофильтры: оригинальная технология производства пигментов позволяет добиться стабильно точной цветопредачи в течение продолжительного времени.

А теперь все тоже самое, только на русском языке :)

  • Сенсоры Dalsa эффективно справляются с чрезмерным потоком падающего света, порождающего неприятный эффект засветки областей матрицы под названием «блуминг». А фирменная технология рассеивания избыточного заряда в толще подложки позволяет добиться более широкого ДД в светах.
  • Сенсоры Dalsa генерируют очень низкий уровень «темновых токов», что выражается в крайне низком уровне шума на темных участках изображения. Опять же расширяется ДД, улучшается «тянучесть» RAW-файлов. Слышали выражение «шелковость картинки»? Это вот оно.
  • Сенсоры Dalsa отлично держат «косые» лучи благодаря тонким слоям разводящей сигнал электроники. Это позволяет свести к минимуму эффект цветового сдвига при использовании широкоугольных объективов классической схемы или подвижек.
  • Сенсоры Dalsa имеют «толстые» цветофильры собственного производства, позволяющие выжать из матрицы незамутненный и близкий к реальности цвет.

dalsa_smСенсор DALSA FTF4052C TrueFrame™ 22 Мп (36х48 мм), задник Mamiya ZD Back: hi-res | RAW
Файл любезно предоставлен Юрием Шевченко

logo_kodak-old

Kodak сегодня сдержанно-немногословен, пытаясь удержаться на плаву после краха исторических масштабов. Жестокая ирония судьбы — ведь именно Kodak первым вывел на рынок совершенно самодостаточный цифрозадник (DCS Pro Back 645c) и имел статус непререкаемого авторитета фотоиндустрии на протяжении десятков лет… Ныне весь бизнес по производству матриц отошел вновь образованной Truesence (www.truesence.com), которая спешит обещать:

– сверхвысокие разрешения;
– крупноразмерные матрицы;
– упрощенная схематика с контурами двухфазной синхронизации;
– сверхнизкий уровень «темновых токов» для длинных экспозиций;
– вертикальный и горизонтальный биннинг.

А теперь отмотаем с десяток лет в прошлое и послушаем инженеров Kodak’а (информация почерпнута из спецификаций и пресс-релизов). Итак, нам предлагают проникнуться уникальными возможностями CCD-матриц «нового» поколения:

  • Высокий динамический диапазон: способность ячеек накапливать значительный заряд, линейность отклика и очень низкий уровень темновых токов.
  • Цветовое разрешение: изготовленные по собственной технологии материалы для цветофильтров, обеспечиваю исключительную цветопередачу.
  • Защита от блуминга: патентованый метод отвода избыточного заряда в пограничные зоны (англ. Lateral Overflow Drain или «технология LOD») обеспечивает превосходную линейность сигнала, снимаемого с матрицы.
  • Двухфазная синхронизация.
  • Фирменные компоненты.
  • Размер пиксела: квадратная ячейка размером до 9 микрон в сочетании с двухфазной синхронизацией позволяет использовать упрощенную схемотехнику и сократить число аналоговых контуров преобразования сигнала.
  • Частота кадров: высокая эффективность передачи заряда и гибкие возможности по реализации параллельных схем считывания и трехуровневого усиления сигнала обеспечивают высокую частоту кадров.

Если транслировать все это в язык общечеловеческих понятий, то Kodak пытался сказать следующее:

  • Сенсоры Kodak работают в широком диапазоне светов и шумят крайне неохотно.
  • Сенсоры Kodak снабжены отменного качества цветофильтрами для того, чтобы итоговая картинка ласкала глаз насыщенным и чистым цветом.
  • Сенсоры Kodak влегкую противостоят блумингу благодаря фирменной технологии.
  • Сенсоры Kodak проще конструктивно (заодно дешевле) и поэтому сигнал, снимаемый с матрицы, чист как слеза.
  • Сенсоры Kodak состоят из компонентов, произведенных исключительно самим Кодаком и по собственным патентам.
  • Сенсоры Kodak имеют большие квадратные пиксели, что… в целом очень клево.
  • Сенсоры Kodak могут строчить кадрами благодаря тому, что сигнал снимается быстро и в многопоточном режиме.

Любопытно, не правда ли? Если отбросить откровенные преувеличения и высокопарный слог, то различия между Dalsa и Kodak весьма маргинальны — технология по сути одна. А теперь сделаем сухую выжимку из всего вышесказанного, дополнив и разделив информацию на более-менее объективные «плюсы» и «минусы».

Kodak:
+ меньше греется, может довольствоваться пассивным охлаждением;
+ проще схематика сенсора, больше возможностей для реализации собственной обвязки (позволяет производителям самостоятельно реализовывать низкоуровневые схемы обработки сигнала);
+ по идее, должен быть дешевле в производстве (к сожалению, не в курсе цен)
+ низкий уровень шумов при длительной экспозиции сенсора;
+ быстрое переключение в режим готовности к началу съемки;
— из-за особенностей архитектуры «вылетают» целые линейки пикселов (фактически тот же эффект блуминга, вызванный деградацией и неспособностью ячейки «держать» нормированный заряд);
— коэффициент наполнения ячеек относительно невысок (порядка 60-70%), т.к. часть полезной площади «съедают» анти-блуминг структуры ;
— выбыл из гонки мегапикселей на рубеже 50Мп (сенсор Kodak KAF-39000) и ныне дрейфует непонятно куда под флагом Truesence.

Dalsa:
+ сверхвысокие разрешения (до 80Мп);
+ площадь, вплотную приблизившаяся к кадру формата 645 (только топовая линейка сенсоров);
+ высокая скорость считывания сигнала (нынешние сенсоры Dalsa даже имеют некое подобие Live View);
+ стойкость к «косым лучам» и, как результат, меньшая склонность к явлению «цветового сдвига» (что несомненно порадует форматчиков);
— большое количество преобразующих сигнал контуров «на борту» (больше шума при считывании сигнала);
— не дружит с длинными выдержками, при этом греется и шумит как паровоз (из-за темновых токов, в 2-4 раза превышающих уровень таковых в аналогичных сенсорах Kodak);
— требует активного охлаждения, усложняя конструктив задников;
— использование составных матриц (о чем производитель старается умалчивать) иногда приводит к появлению хорошо различимых «стыков» на однотонных участках изображения;
— сильно шумит на высоких ISO.
В заключение предлагаю вашему вниманию субьективно-эмоциональный образ каждого из обсуждаемых сенсоров.

Dalsa любят за мягкие тональные переходы, натуральный скинтон и общую «воздушность» картинки — при этом результат хорош сразу из конвертора (удобно для тех, кто не не любит часами сидеть в фотошопе). Если вы адепт «теплого лампового звука», существует большая вероятность попасть под влияние тайного общества под названием «Dalsa Look». Одержимых гонкой мегапикселей Dalsa завлекает 60-80Мп монстрами.
Dalsa любят пинать за то, что плохо держит длинные выдержки и прилично шумит в тенях уже на ISO200. Некоторых беспокоит постоянно крутящийся вентилятор (единственная вещь в заднике, склонная к износу). Составные матрицы, говорят, тоже могут доставить проблем.

Kodak ценят за умелую работу с насыщенными цветами, «сочный» и богатый оттенками скинтон, непередаваемую романтику картинки в целом (слегка нереальную, но безумно красивую) — это что касается задников, которые производил сам Kodak. Phase One и Hasselblad ввели понятие рафинированной, максимально приближенной к реальности картинки — немного суховатой в оригинале, но дающей огромный простор для последующей постобработки. За что обрели заслуженную популярность среди рекламщиков и фэшн-фотографов.

Противники Кодака часто ругаются словами «цифрятина» и «пережаренный цвет». Жалуются на целые портянки битых пикселей, свойственных б/у задникам (лечится ремаппингом матрицы, но процедура не из дешевых — для владельцев Kodak Pro Back 645C/M/H есть хорошая новость). А самое печальное — тру-Kodak окончательно склеил ласты и производители задников скопом перешли на Dalsa.

kodakCенсор Kodak KAF-16801CE 16 Мп (37х37 мм), задник Pro Back 645M: hi-res | RAW
Файл любезно предоставлен Tsykhra