Часть III. БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ?

digibacks4

shshop_wbg_orangeНесмотря на ряд врожденных недостатков, б/у цифровые задники до сих пор представляют значительный интерес не только для профессионалов от фотографии, но и для энтузиастов-любителей (во многом благодаря упавшим ценам на «вторичке»). В задниках предыдущих поколений не так много мегапикселей, однако этот количественный момент в полной мере компенсируется качеством — CCD-технологии набрали силу лет десять тому назад и до сих пор «держат марку». 

В разных задниках зачастую используются одни и те же сенсоры, однако это не означает идентичность картинки на выходе (хороший пример — задники Kodak DCS Pro Back 645 и Phase One P20, имеющие одинаковый сенсор). Свой вклад вносит обвязка сенсора, алгоритмы шумоподавления, система отвода тепла и т.д. Но это все нюансы, тонкие материи так сказать — по большому счету, и старые и новые задники различает лишь способность держать пристойный уровень шума на «высоких» ISO и длинных выдержках. Какого-то принципиального скачка в цифровых технологиях среднего формата не произошло.

Тем не менее не стоит сбрасывать со счетов поступь прогресса — с каждым релизом совершенствовался конструктив, обновлялась элементная база, выходили свежие прошивки. С этих позиций гораздо разумнее брать позднюю (а значит обкатанную и более надежную) версию задника прошлого поколения, нежели раннюю инкарнацию более «свежего» модельного ряда. Например, Phase One P25+ был существенно доработан по сравнению с его более ранним аналогом P25 — изменения коснулись как аппартной части (экран стал кардинально лучше, реализованы новые контуры шумоподавления), так и програмного обеспечения (улучшен интерфейс, стали доступны сверхдлинные выдержки). Что касается Kodak’ов — то после тщательного исследования нескольких экземпляров создалось стойкое впечатление, что существенные конструктивные изменения вносились чуть ли не в каждую новую партию устройств (даже рисунок печатных плат отличается).

 

Сторонитесь «ранних пташек»

Цифровые задники — узкоспециализированное оборудование класса hi-end, а посему продается штучно и рождается на свет не в недрах транснациональных монстров, а на довольно скромных производственных мощностях «семейного бизнеса». С одной стороны, данное обстоятельство пагубным образом влияет на ценник (требует приставочки «конский»). С другое, положительным образом сказывается на качестве изделия и уровне клиентской поддержки.

Новый цифрозадник вы не купите напрямую у производителя — вас вежливо перенаправят на специально натасканного дилера (коих, кстати, не так много даже в США). Тот, в свою очередь, продаст вам не только сам задник, но и предложит несколько планов гарантийного обслуживания. Гарантией в данном случае пренебрегать не следует, т.к. ранние релизы цифрозадников частенько страдают «родовыми болячками» (конструктивные недоработки, ошибки ПО и т.д.). Гнев клиентов, купивших «дорогую игрушку» с глюками, быстро сглаживается высоким уровнем поддержки — от исчерпывающих консультаций, до бесплатной замены дефектных блоков и предоставления аналогичного задника на период ремонта (который может длиться несколько месяцев).

Б/у задники обычно продаются с истекшей гарантией и туманным прошлым — практически все продавцы твердят, что «девайс практически новый, использовался всего лишь пару месяцев в студии» (даже при том, что на корпусе дырки от бронебойных пуль). Между тем на руках находится приличное кол-во цифрозадников с глючной электроникой (задник отказывается грузить/обновлять прошивку, снимает половинкой матрицы, намертво вешает камеру или мечтательно пишет на CF-карту нечитаемые равы). При этом он может выглядеть на «все 100%», бодро скакать по меню и весело мигать нужными лампочками.

Другой момент, который должен насторожить — это подозрительно малый «пробег». Всем известно, что электроника либо ломается сразу, либо обречена на долгие годы безупречной работы (так бывает не всегда, но в общем случае верно). Солидный пробег — косвенное доказательство того, что задник большую часть времени находился в руках фотографа, а не ремонтника. В цифрозадниках практически нет движущихся частей (максимум — высокоресурсный вентилятор охлаждения), изнашиваться там нечему. Производители не публикуют ресурс своих изделий (просто не уверены до конца что «вымели» все баги), однако всячески намекают на то, что стать свидетелем естественной смерти задника вам не доведется :) Помните мою ремарку про миллион срабатываний? Ее как бы невзначай обронил сотрудник Phase One на страницах поддержки www.phaseone.com. Думаю, в этом нет такой уж чудовищной доли лжи — лишь бы электроника не подвела. Какой из всего этого вывод? Простой как два рубля — покупайте только проверенный (на вашей или покупаемой камере) бэк с последней доступной версией прошивки. Или идете к дилеру и покупаете тот же б/у, но дороже и с гарантией на полгода-год.

Да, еще не забудьте тот факт, что раньше не было CF-карт с 64Гб на борту. Некоторые совсем уж старые модели задников либо не видят скоростных/объемных карт, либо работают с ними крайне медленно. В ряде случаев помогает перепрошивка или переход на старые 1-4Гб карточки.

 

Оставьте древности археологам

До середины первой десятилетки 21-го века задники работали только в тесной связке с компьютером (м-м-м, без проводов дело не обходилось). Снимать такими можно и по сей день (разве что это не какой-нить дремучий старец со сказевым интрефейсом), но рекомендовать их сложно — ваш компьютер может попросту не иметь необходимых портов, а древнее ПО не будет запускаться на последних версиях операционных систем.
Если все-таки надумаете, обратите внимание на 16-22Мп варианты. Все остальное навряд ли станет осмысленной покупкой ввиду низкого разрешения и малых (физически) размеров сенсора.

Тихая смерть кролика-энерджайзера

С возрастом аккумуляторные батареи перестают держать заряд и номинальное напряжение — более чем вероятно, что со старым задником вы получите комплект частично или полностью «убитых» источников питания. Если недавно купленный задник ведет себя странно — отказывается включаться или намертво зависает во время съемки, то первым делом поставьте свежую батарейку (и желательно фирменную/рекомендованную, а не голимую китайщину) и лишь потом начинайте пенять на электронику.
Очень часто приходит в негодность и внутренняя «таблетка», отвечающая за правильность хода внутренних часов и сохранения настроечных параметров. Отсылать задник на ее замену будет накладно (а лезть вовнутрь без соотв. навыков и знаний настоятельно не рекомендуется), поэтому придется смириться с необходимостью выставлять дату/время и некоторые другие съемочные параметры при каждой смене батареи.

 

У «частника» или официального дилера?

В отличие от всяких европ-америк дилерские сети по продажам цифровых задников у нас (имеется ввиду пост-советское пространство) развиты слабо. Поэтому проблема выдоба дилер-частник обычно не стоит — задник приобретается из рук товарища или знакомого. Соответственно, реальных гарантий ноль целых ноль десятых (чинят задники только в нескольких местах за рубежом). Зато цена может быть очень вкусная.

Но если есть такая возможность, стоит пошерстить сайты крупных американских продавцов цифры среднего формата вроде Capture Integration. Они занимаются продажей т.н. «рефов» (от англ. «refurbished») — задников, восстановленых до номинальных характеристик на заводе производителя. Цены обычно в полтора-два раза выше, чем при покупке с рук, зато какая-то гарантия имеется (обычно 6 месяцев, которых хватает на выявление серьезных проблем). В случае серьезной поломки (умерла матрица), потеряете какие-то деньги на пересылке и все. Опять же стоит почитать отзывы реальных пользователей о том или ином дилере — «особо одаренные» не задумываясь отправляют задник производителю даже для смены прошивки или ремэпинга матрицы (процедуры, которые в большинстве случаев делаются дистанционно). Или же выбирают максимально быстрый, но дорогой (а вдруг выявится негарантийный случай?) способ ремонта.

P.S. У меня был печальный опыт общения с Midwest Camera Repair (единственный ныне офсервис Kodak’a), ремонтник которого тупо не смог включить сбойный задник даже после после пошаговой инструкции (по возврату я без проблем его смог активировать) — предпочел отделаться резолюцией «cannot be repaired», даже не углубившись в суть проблемы. Так что если для вашего задника закончились запасные блоки (заменой отдельных элементов схем никто себя утруждать не будет), пиши пропало. В этой ситуации гарантия помогла бы вернуть бОльшую часть денег…

 

Ремонт и его последствия

ВНИМАНИЕ! Это самый грустный раздел статьи о цифрозадниках. Людям впечатлительным читать не рекомендуется (но надо!).

Сломанный задник, как правило, вполне реально починить. Правда если ему не больше 7-10 лет и он до сих пор числится в листе поддержки производителем (т.е. имеется сток запчастей и время от времени выпускаются свежие прошивки).
Стоимость ремонта цифрозадников — предмет для отдельного разговора по душам. Она… как бы помягче сказать… не слишком низкая. Вот типичный прайс какого-нибудь Phase One по состоянию на 2012г. (рекомендую обо что-нибудь опереться перед прочтением):

Замена IR-фильтра (по совместительству защитного стекла) матрицы — ок. €600, не считая налогов.
Чистка сенсора, замена внутренней батарейки, регулировка и т.п. — ок. €500, не считая налогов.
Замена основной или вспомогательной платы — от €2000, не считая налогов.
Замена сенсора — конкретной цифры называть не буду, в 90% случаев она равна или больше стоимости вашего б/у задника. Естественно, без учета налогов.

Приплюсуйте сюда стоимость застрахованной пересылки туда-обратно (ок. 200-300 евро) и получим минимальный бюджет в €700 на каждое «телодвижение». Заметьте в ЕВРО, не долларах — головные офисы и производственные мощности Phase One, Leaf и Sinar находятся в Европе. Поэтому перед покупкой задника не мешает проиграть в голове самый худший сценарий и оценить возможные последствия для своего кошелька. Или запастись валидолом и, перекрестившись, оформить покупку.
Но даже если вас постигла беда и задник превратился в неоживляемый «брик», не стоит плющить дорогостоящую вещь кувалдой. Многие производители задников практикуют т.н. «trade-in», когда у вас забирают старый задник (плевать в каком состоянии, лишь бы целый на вид и без отсутствующих запчастей) в обмен на новый с весьма приличной скидкой (до трети цены!). И хотя у вас может не хватить денег/желания на такую покупку — можно найти того, кто хочет сэкономить хоть какую-то сумму на апгрейде.

2013 © Антон Носков