Великолепный Otus 1.4/55

otusthegreat

zeissМного ли вы знаете по-настоящему выдающихся «полтосов»? Когда речь заходит о бескомпромиссной оптике, в моей памяти сразу всплывают такие легенды как Leica Noctilux-M 50mm f/0.95 ASPH, Leica Summilux 50/1.4 ASPH,  Canon EF 50/1.2 L USM, Carl Zeiss Makro-Planar 50/2 а также новейший Leica APO-Summicron-M 50mm f/2.0 ASPH — каждый из этих объективов уникален в плане оптических характеристик и прекрасно справляется даже с самыми «упакованными» 36Мп матрицами. Там тебе и шикарный рисунок, и резкость от края до края, и практически нулевая дисторсия… Казалось бы, что еще можно изобрести в диапазоне 50-60мм? 

Zeiss готов в открытую поспорить с этим утверждением, представляя свою новейшую разработку — объектив Otus 1.4/55, который знаменует начало новой линейки оптики класса hi-end.

Otus_ZE_6

Давайте взглянем на характеристики:

Фокусное расстояние 55 мм
Диапазон диафрагмирования f/1.4 – f/16
Диапазон фокусировки 0,5 м – ∞
Число элементов/групп 12/10 (дизайн с плавающим элементом)
Поле зрения, диаг./гориз./верт. 43,7° / 36,7° / 24,9°
Область покрытия (близк. дистанции) 246 x 163 мм
Резьба под фильтры M77 x 0.75
Размер (с крышками) ZF.2: 141 мм
ZE: 144 мм
Диаметр фокус. кольца ZF.2: 83 мм
ZE: 83 мм
Вес ZF.2: 970 г
ZE: 1030 г
Тип байонета Nikon F (ZF.2)
Canon EF (ZE)
Цена $3990 (B&H)

Сразу в глаза бросается несколько вещей. Во-первых, исключительно сложная для фикс-фокала оптическая схема — 12 элементов в 10 группах (!). 6 линз сделаны из стекла с аномальной дисперсией, 1 асферическая, наличествует плавающий элемент (которым до сих пор могла похвастаться только Leica). Объектив имеет маркировку APO (апохромат), что говорит о безжалостно задавленных хроматических аберрациях.

Во-вторых, нельзя не отметить прямо-таки чудовищный «круг» покрытия — изображение исчезает только за границами поля 25 х 16 см, которого с запасом хватит даже для большой среднеформатной матрицы (на 35мм получается почти семикратное перекрытие кадра!). Судя по всему, объектив смогут оценить не только зеркальщики, но и обладатели модульных систем вроде Hartblei HCam. Есть, правда, одно маленькое «но»: такой охват обеспечивается только на МДФ, бесконечность будет поскромнее.

В-третьих, вес под килограмм и размеры с хороший зум — это при том, что объектив не имеет фокусировочного привода. Еще бы, надорвешься двигать эту груду стекла и металла — еще свежа память о том, как натужно и неторопливо шелестел автофокус в Canon 85/1.2 L. Уронить такую «болванку» страшно не только с т.з. вложенных инвестиций, но и по причине возможных травм :)

otus_optical

• асферический элемент     • элементы из низкодисперсного стекла

Объектив построен по схеме Distagon (свойственной скорее широкоугольникам), что на первый взгляд кажется необычным. Ведь типичный «полтинник» — это одна из вариаций на тему Planar’а. Однако, если вспомнить про круг покрытия и углы, то становится ясно что перед нами вполне себе «ширик». Есть подозрения, что в качестве макролинзы Otus выступит очень достойно.

Перейдем к графикам:

Sharp Max Sharp Max

MTF-графики приведены для  f1.4 и f4.0 соответственно

Разрешающая способность объектива просто потрясающая — плавное падение начинается только на 15 мм от оптического центра, и это на максимально открытой диафрагме! Кадр 24 х 36 мм «вырезает» безупречно резкий центр (как любят говорить на западных форумах — sweet spot). Прикрытие до f4.0 дает дополнительную прибавку в детализации, впрочем не настолько существенную. Хорошо исправлен астигматизм, что обещает «кремовое боке» и мощный эффект объема. Дисторсия и виньетка? Можно сказать что их нет.

[… продолжение следует…]

Примеры фотографий (по клику открывается полноразмер):

otus_s1sm otus_s2sm Backstage Junko Shimada Spring/Summer 2013