Эльмар Ахметов

elmar_header

elmarСегодня к «затворщикам» заглянул не совсем обычный человек. Эльмар Ахметов — фотогораф, которого лучше знают за рубежом, нежели в Казахстане. Что особенно удивительно, ибо на фотографиях Эльмара запечатлены преимущественно казахстанские пейзажи. О «соотечественнике, ставшем лауретом международного конкусра Sony World Photography Awards 2013» написал даже Forbes. Главред Затворщик решил самолично разобраться в этом деле и устроил Эльмару допрос с пристрастием. Результатом стало это мини-интервью, приправленное шикарными фотографиями заповедных уголков нашей родины и изрядной долей юмора их автора. 

 

Затворщики приветствуют тебя, Эльмар! Давай-ка разогреем аудиторию ответом на банальный вопрос: «Как ты попал в фотографию»?

— В фотографию я пришёл относительно недавно — в конце 2007 года. Устроившись на первую работу и добившись определённого прогресса в плане карьеры, начал всерьёз задумываться о хобби. Со спортом я к этому времени уже завязал, по крайней мере всерьёз заниматься уже не планировал, а просто ходить в тренажёрный зал, для так называемого поддержания формы, мне никогда не нравилось. В поисках всякого-интересного даже пару раз съездил на охоту, но в итоге понял, что мне нравится ездить на природу — а вот стрелять в животных не нравится ну совсем никак. Тут-то и вспомнилось, что пара друзей по университету увлекались фотографией. Решил попробовать и прикупил себе Nikon D40x с китовым объективом — примерно так вот всё и начиналось :)

elmar1
Предгорья Угамского Хребта. Окрестности г. Ленгер, южный Казахстан.
Nikon D800, 58мм, f11, 1/160c, ISO 200

 

— Что ж, как говорится «взялся за камеру — покаж фотографии». Какие сюжеты чаще всего попадают к тебе в кадр?

— Скажем так, что бы я не снимал — в итоге получается либо пейзаж, либо снимок в семейный альбом :) Но к этому я не сразу пришёл. Вначале пробовал, экспериментировал с портретами, пытался снимать жанр, окунулся в тревел. В общем успел перепробовать почти все, даже пару свадеб снял. В итоге понял, что мне интересны в основном пейзажи. И хотя смотреть предпочитаю снимки живой природы (wildlife) — но увы, для того, чтобы её фотографировать, мне не хватает ни времени, ни терпения. Поэтому я — зритель.

elmar2
Лебеди на побережье Каспийского моря. Недалеко от г. Актау, юго-запад Казахстана. Работа вошла в финал Veolia Wildlife Photographer of the Year в категории Animals in their Environment.
Nikon D800, 20мм, f4.5, 1/8с, ISO 320

 

— Надо отметить, весьма вдумчивый и наблюдательный зритель :) Раз уж речь зашла о пейзажах — какое место в КЗ сильнее всего запало тебе в душу?

— Каждое место, где фотографировал и есть любимое. Не только места оставляют свой отпечаток на матрице или плёнке, но и фотограф оставляет частичку себя в каждом снимке. Стоит лишь понять, что Казахстан предоставляет уникальные возможности с точки зрения разнообразия условий и мест для съёмки. Увы, путешествовать по Казахстану подчас даже сложнее, чем поехать заграницу. Но мы трудностей не боимся. Например, в этом году я осознанно отказался выезжать за пределы родины и провёл свой отпуск, путешествую по Восточному Казахстану. Еще вот прокачусь на север и смогу с чистой душой говорить, что наконец-таки посмотрел весь Казахстан. Я колесил по Мангыстау, взбирался горам Южного Казахстана, попадал в шторм на Аральском море, дышал алтайским воздухом на востоке. Плюс некоторое время провёл в Центральном Казахстане.

elmar8Виды Ушконыра. Заилийское Алатау, центральный Казахстан.
Nikon D800, 15мм, f14, 20с, ISO 50

 

— Ни за что не поверю, что нет «того самого, особенного места». Шульц, иди за пыточными клещами!

— Если говорить об особенном для меня месте, то это заповедник Аксу Джабаглы в Южном Казахстане. Тут началась моя жизнь как фотографа, во время первой поездки в мае 2008-го — именно тогда я осознал, что ничто не приносит столько радости, как фотография. Забавно, что фотографий из Аксу Джабаглы, которыми бы я гордился, в моём портфолио нет — весьма сложное место для съёмки, возможно когда-нибудь появятся, по крайней мере мне бы хотелось надеяться.

elmar0
Восход луны над Карын-Жыраком. Устюртский заповедник, Мангистауская область, западный Казахстан. Фотография — финалист Sony World Photography Awars 2012 в категории Low Light.
Nikon D800, 15мм, f5.6, 93.2с, ISO 1000

 

— Я думаю, настал момент разбавить серьезный разговор какой-нибудь веселой историей. Наверняка ведь случались курьезы в твоей фотографической практике?

Да, бывали такие моменты — хоть смейся, хоть плачь. Вот, например, история о том, насколько важно уметь ориентироваться на местности. Произошёл этот случай в ноябре прошлого года на восточном побережье Англии, в графстве Нортумберленд. (к слову, известный автор многих фотокниг, Ли Фрост, как раз родом оттуда — прим. авт. ) Я наметил для себя съёмку развалин замка Данстанбург с галечным пляжем на переднем плане — видел несколько интересных видов при составлении маршрута и решил заехать посмотреть, удастся ли снять что-нибудь своё, отличное от других. Т.к. снимать хотел на рассвете, то приехал разведать местность днём ранее. Прогулялся по пляжу, дошёл до галечного пляжа — замка оттуда было не видать, но было понятно, что если завернуть за косу, то откроется «тот самый вид». Пройти туда сразу поленился, ибо решил, что и так всё понятно.

На следующее утро, встав ни свет ни заря, приехал на место и побежал на точку съемки. Добежав до гальки и начав продвигаться по ней понял, что эти камешки так нарядно блестят на фотографиях оттого, что на них оседает водянная взвесь. Ну и естественно, эта галька очень скользкая — и идти по ней на одних лишь ногах просто не реально. Промучавшись с полчаса, я кое-как перевалил за косу… И каково же было моё удивление, когда я увидел там группу фотографов, которые уже расставили штативы и совершенно испортили вид :( Подивившись такому чуду (ведь моя машина была единственной на стоянке!) я всё таки поснимал немного для приличия — не бросать же начатое — и начал собираться обратно. Забравшись на холмик, чтобы сделать пару кадров хоть без гальки с морем, но зато и без фотографов в красно-жёлтых куртках (это мне только так везёт или всем?), я всё-таки сделал довольно интересный кадр с этим замком, аналога которому я пока не видел. Потом развернулся в поисках ещё какого-нибудь ракурса и (кто бы мог подумать!) увидел дорожку, которая благополучно вывела обратно к стоянке. А ведь я уже явственно представил эту группу в «полосатых купальниках», карабкающуюся по этим камешкам в кромешной тьме…

elmar3
Солончаки. Впадина Карын-Жырак, Устрюртский заповедник, Мангистауская область, западный Казахстан.
Nikon D800, 58мм, f14, 1/6с, ISO 100

 

— Да, жизнь путешествующего фотографа полна невзгод и разочарований. Зато теперь сам сможешь водить туда экскурсии за умеренную плату в фунтах стерлингов :) Меня тут пихают локтем и просят выудить из тебя рассказ о фотографии, победившей в конкурсе Sony World Photography Awars 2013 в категории Low Light.

— Сразу оговорюсь, что я ехал снимать совсем не то :) Ехал я показать родителям Ушконыр и немного поснимать закат, если повезёт. Приехали примерно часа за два до заката и обнаружили, что плато уже покрыто снегом и те дорожки, по которым машина запросто вскарабкивалась ещё неделю назад, для неё уже не проходимы — внедорожник просто сползал под собственной массой вниз, пробуксовывая по свежему снегу. Пришлось срочно менять планы — решили спуститься к озерцу, дабы поснимать закат перед обратной дорогой. Благодаря ясной погоде съёмка затянулась, и уже в сумерках, когда на небе появились первые звёзды, я решил проверить время восхода луны по навигатору. Убедившись, что появления луны ждать ещё полтора часа, я уговорил всех задержаться «еще на чуть-чуть», что спсокойно поснимать звёзды над озером. Нужно было выбрать подходящий ракурс — мне хотелось, чтобы Млечный Путь выходил из верхушки горы. Ну и поэкспериментировать с получением качественной картинки. Итоговая фотография была получена на следующих настройках: ISO 3200, диафрагма 2.8, фокусное — 15 мм фишай, время выдержки верхней части кадра около 30 секунд, время экспонирования нижней части кадра около 100 секунд. Причем все снято одним кадром — спустя 30 сек. я просто закрыл верхнюю часть кадра рукой и дождался закрытия затвора :)

elmar6
Млечный путь над Ушконыром. Заилийское Алатау, центральный Казахстан. Та самая фотография, победившая в конкурсе Sony World Photography Awars 2013 в категории Low Light.
Nikon D800, 15мм, f2.8, 97.8с, ISO 3200

 

— А мы тут спорили, каким образом ты склеивал две разных экспозиции… Дело-то, оказывается, в градиентном фильтре естественного происхождения :). Вот уж в самом деле — «век живи, век учись!» А какие планы строишь на ближайшее будущее?

Прежде всего — участвовать в конкурсах, по возможности побеждая. Хотелось бы также выпустить небольшой фотоальбом фотографий на 50, по мотивам недавнего путешествия по Восточному Казахстану. Правда, перспективы с альбомом пока призрачные, так как в сознании массового обывателя пейзажные фотографии — это что-то вроде открыток. Красочных, красивых и праздничных. Однако те фотографии, которые бы я хотел включить в альбом — они сильно другие, могут не понять.
Ну и, конечно, в планах снимать и ещё раз снимать. Так как фотография для меня остаётся любимым хобби, а не профессией, то свободного времени, которое я могу ей уделить не так уж и велико. Но я обязательно постараюсь!

elmar5
Плато Ушконыр на закате. Заилийское Алатау, центральный Казахстан.
Nikon D800, 58мм, f11, 1/25с, ISO 200

 

— Разговор двух фотографов можно считать несостоявшимся, если в конце речь не заходит о фототехнике :) На что сейчас снимаешь и как обрабатываешь цифру?

— В настоящее время снимаю камерами Nikon. Их у меня сейчас две — D800 и модифицированная D40X. Объективов у меня довольно много — думаю не стоит их все перечислять, дабы не утомлять читателей :) Сейчас присматриваюсь к новейшим камерам от Sony — А7 и А7R. Если подтвердятся некоторые мои ожидания, то возможно перейду на эту систему (вот это поворот! — прим.авт.).

elmar7
Горы Айракты в лунном свете. Мангистауская область, западный Казахстан.
Nikon D800, 24мм, f2.8, 25с, ISO 400

 

Мой подход к обработке в какой-то степени продиктован банальной ленью. Предпочитаю по-максимуму использовать возможности конвертеров (работаю по большей части в Capture One), оставляя для фотошопа серьёзную коррекцию (хотя гораздо чаще я просто удаляю фотографии, нуждающиеся в такой коррекции, как неудачные) и некоторые рутинные операции вроде пакетной обработки под «руководством» макросов. Таким образом то, что вы видите здесь (и в других моих работах) — на 99% сделано в конверторе. Сейчас всё больше экспериментирую с конвертацией в чб, так как цвет уже немного приелся :)

elmar4
Закатный Каспий. Неподалеку от г. Актау, западный Казахстан.
Nikon D800, 24мм, f14, 1/25с, ISO 100

 

— Ну что ж, большое спасибо большое за интересный рассказ и любопытную информацию! Удачных тебе кадров и поменьше «полосатых купальников» в объективе :) Были рады пообщаться.

— Взаимно :) А кто такой Шульц?

— Этого мы не скажем. Спасибо за понимание.

Персональный web-сайт Эльмара Ахметова: www.elmarakhmetov.com. По вопросам приобретения представленных здесь фотографий вы можете обратиться к автору лично.

 

© 2013 Затворщик