Часть I. ПРЕДУПРЕЖДЕН — ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН!

digibacks

shshop_wbg_orange

Несколько лет назад я приобрел свой первый цифровой задник — Kodak DCS Pro Back 645c для камеры Contax 645. Первый опыт оказался неудачным, купленный на eBay задник оказался нерабочим (попытки его оживить — тема отдельной статьи). Однако от намерения «пощупать» большие матрицы я не отказался, и вскоре в мои руки попал Phase One P20+ для Hasselblad 501CM — с этого момента начался тернистый путь в мир цифрового среднего формата. Параллельно с удовольствием от использования новой техники пришлось столкнуться с целым букетом различных нюансов и проблем — знай я о них заранее, сумел бы бы обойти многие грабли и сделать более осознанный выбор.

Если до того момента вы имели дело только с цифрозеркалками 35-го формата, то нелишним будет узнать о некоторых особенностях цифровых задников (англ. MFDB — Medium Format Digital Back) — особенно если вы окончательно и бесповоротно решили попробовать этот «кактус» :)

«Здесь CMOSа нет!»

Главной особенностью цифровых задников является, пожалуй, факт использования в их конструкции крупноформатного CCD-сенсора — в пику CMOS-технологии, реализованной в абсолютном большинстве сегодняшних фотокамер.
Еще в недалеком прошлом CCD-сенсоры превосходили аналоги по всем параметрам, но и современные CMOS-технологии шагнули далеко вперед. Ключевыми преимуществами современных CMOS-матриц являются низкий уровень шума на высоких ISO и более быстрое считывание сигнала (что делает возможным реализацию режимов видеосъемки и LiveView). Если бы объемы продаж цифровых задников были бы сравнимы с рынком зеркалок, то, вполне возможно, CMOS благополучно перебралась бы и в сегмент цифро-СФ. Однако разработка новых технологических процессов, необходимых для производства матриц большого формата, требует серьезных инвестиций — на которые производители таких сенсоров просто не готовы (нелишним будет вспомнить про нынешнее, крайне плачевное положение такого «монстра матрицестроения» как Kodak). С другой стороны, технология CCD тоже не стоит на месте, однако область ее практического применения все больше смещается в узкоспециализированные области (такие как приборостроение). Кто «победит» — покажет время.

Live View — а что это, простите, такое?

Если работаете/любительствуете в жанре пейзажной, предметной или архитектурной фотографии — то, скорее всего, вы активно пользуетесь режимом Live View, имеющемся практически в любой современной камере. Точная наводка фокуса по любому участку кадра, 100% аккуратное отображение границ кадра, возможность «вживую» наблюдать результаты изменения экспозиции и других параметров — все эти «няшки» делают Live View крайне удобным инструментом в практической фотосъемке.

Плохая новость состоит в том, что даже современные цифровые задники имеют лишь жалкое подобие Live View — а более старые модели не имеют такого режима вовсе. Как правило, все эти фирменные «live preview» или «live video» работают только в режиме подключения к компьютеру, частота обновления где-то в районе 1к/с, изображение черно-белое и нет даже возможности оценить резкость. Так что в большинстве случаев вы будете вынуждены использовать традиционные средства компоновки кадра и наведения на резкость — оптический видоискатель (СФ-зеркалки) или матовое стекло (технические и БФ-камеры).

В случае технических камер данное обстоятельство является одной из причин их высокой стоимости, т.к. для комфортной работы с цифровым задником требуются оптические видоискатели с масками, прецизионные геликоиды и специальные адаптеры (позволяющие скомпоновать кадр и выставить резкость по матовому стеклу, а затем одним движением «пересадить» на его место задник). Все эти «прибамбасы» далеко не всегда входят в стандартный комплект поставки и способны облегчить ваш кошелек не на одну тысячу баксов.

Справедливости ради стоит отметить, что последние модели задников (такие как Phase One IQ или Leaf Credo) уже позволяют смотреть на мир «вживую» прямо с экрана. Но все же это не совсем то, к чему давно привык любой владелец самого дешевого цифрокомпакта. К тому же их стоимость пока остается недосягаемой для любителя (даже весьма состоятельного).

ISO — какая низость…

Цифровые задники плохо приспособлены к высоким ISO, цифровой шум начинает безжалостно «поедать» картинку уже на значениях ISO200 и выше, при этом максимальный потолок аппаратно ограничен ISO400-800. Большинство задников демонстрируют выдающее качество картинки лишь на базовых значениях чувствительности (как правило это ISO50 или даже ISO25) — это значит, что снимать вы будете на преимущественно длинных выдержках, а штатив станет насущной необходимостью.

Впрочем, из этой почти что догмы есть и исключения (с оговорками) — задники Phase One с технологией Sensor+ дают вполне удобоваримый результат «аж» на ISO1600, правда ценой четырехкратного снижения разрешающей способности (солидные 60Мп съеживаются до жалких 15Мп). Понятное дело, на малопиксельных матрицах такой фокус лишен всякого смысла.


Hasselblad 501CM, Phase One P20+, CZ Makro-Planar 120/4

Железная выдержка

CCD-сенсоры имеют склонность к перегреву (и как следствие, к возникновению нежелательного теплового шума), что ограничивает их использование на длинных выдержках. За исключением задников Phase One серии Plus (которые способны на выдержки до 1 часа в прохладную погоду), большинство не способно экспонировать сенсор более 32 секунд. Для совсем старых задников этот параметр и вовсе не превышает 3-4 секунд.
Причем наилучший результат достигается опять же на базовых значениях ISO, в противном случае цифровой шум растет в еще большей прогрессии, чем при съемке на коротких выдержках — в данной ситуации лучше недодержать кадр и «вытянуть» необходимую экспозицию при постпроцессинге RAW-файла.

Надо так же помнить, что для подавления шума на длинных выдержках используется технология «вычитания черного кадра» (камера делает повторную экспозицию с закрытым затвором для формирования т.н. «карты» тепловых шумов матрицы) — что фактически удваивает реальное время получения готового к просмотру снимка. Подобный метод шумоподавления используется и в других камерах, однако в задниках эта функция активирована по умолчанию (либо неотключаема вовсе). На низких ISO результат, как правило, очень хорош — проблем могут добавить только «горячие» пиксели, которыми грешит любая матрица. Впрочем, большинство современных RAW-конверторов (такие как C1 и Lightroom) вполне успешно справляются с этой проблемой.

Его высочество Блуминг

Блуминг (blooming) — еще одна из особенностей, присущая CCD-матрицам. При наличии яркого источника света в кадре (солнца, например) светочувствительные ячейки быстро набирают заряд, который начинает перетекать к «соседям», формируя штрихи, полосы и даже целые области «выбитых» пикселей на изображении.
На деле данный феномен наблюдается весьма нечасто и «лечится» диафрагмированием объектива — меньше света, меньше риск возникновения блуминга.

Скоропортящий муар

Большинство цифровых задников не имеет фильтра низких частот (его еще называют «AA-фильтром») и не предполагают его установку. Хотя есть и исключения — к примеру, Kodak DCS Pro Back 645 дает возможность заменить штатный IR на опциональный АА. Однако матрица — слишком нежный и дорогостоящий компонент («попасть» на замену сенсора — страшный сон любого среднеформатчика) и производители предпочитают намертво запечатывать его под защитным стеклом.

Что дает отсутствие низкочастотного фильтра? Прежде всего — это великолепная детализация и микроконтраст, четкая дефиниция тонких цветовых оттенков. Это, собственно, одна из причин «звенящей» картинки получаемой с цифровых задников. Но есть и обратная сторона — паразитные цветовые искажения, возникающие на высокодетализированных регулярных структурах изображения. Это явление, редко наблюдаемое владельцами обычных цифровых камер, называют «муаром» (Moiré).

Муар возникает чаще всего при попадании в кадр тканей (портреты людей в одежде) или фактур с повторяющимся рисунком (например, кирпичная кладка на дальнем плане) и обычно проявляется в виде характерных радужных разводов. В реальной жизни муар не всегда представляет такую уж серьезную проблему, однако в той или иной мере он присутствует везде где есть мелкие детали. Кроны деревьев, рябь на воде, песок — все это может совершенно непредсказуемо заиграть всеми цветами радуги.

Однако сегодня слишком сильно расстраиваться из-за этого не стоит — в 90% случаев проблема с муаром решаема уже на этапе конвертации RAW-файла. Чего не скажешь о детализации, которую невозможно восстановить пост-фактум. Несмотря на тот факт, что АА-фильтр присутствует практически в каждой современной фотокамере, тенденция от его отказа прослеживается вполне четко. Leica M8/M9, Nikon D800e — эти камеры наглядно демонстрируют, что преимуществ у такого решения все же больше чем недостатков. Тем более, что муар всегда являлся уделом матриц низкого разрешения.

Для спешки причин нет

Стоит повернуть рычажок включения зеркалки — и она почти немедленно готова к работе. Нажатие кнопки, и на карточку рекой льется серия полноразмерных кадров с безумной частотой 5-11к/с. А еще наверно видео балуетесь? Ха, можете обо всем этом смело забыть!

Цифрозадник «просыпается» в течение 4-10 секунд и снимает с частотой чуть больше одного кадра в секунду или медленнее. Причина этого явления кроется в дохленьком процессоре (мощные «камни» того времени грелись как буржуйки и «на раз» сажали не слишком емкие батареи), которому приходится ворочать большие объемы данных.
В целом, медлительность сложно отнести к серьезным недостаткам — СФ и БФ-камеры неоперативны сами по себе.

Шумим и греемся

Вентилятор (есть в конструкции Leaf’ов, Sinar’ов и Hasselblad’ов, отсутствует в Phase One и Kodak), пожалуй, единственный источник шума в заднике. Обычно он включается или переходит на более высокие обороты при перегреве, но на технических и полевых камерах не отключается вообще ввиду отсутствия какой-либо обратной связи с камерой. Вроде как ничего особенного (у любого компьютера есть такой), но где-нибудь в сказочной тиши леса назойливое жужжание может изрядно покапать на нервы ;)

Еще задник способен ощутимо греться и даже в какой-то момент может ответить отказом на съемку, выведя на экран соответствующее предупреждение. В этом случае продолжить работу получится не ранее чем через несколько минут (при условии, что вы поместили камеру и задник в прохладу).

Экран, от которого толку чуть

Для многих будет сюрпризом тот факт, что задник стоимостью с подержаный автомобиль может быть оснащен маленьким экраном с низким разрешением, посредственной цветопередачей и плохими углами обзора. Обычно этим «славится» Phase One (по иронии судьбы — самый дорогой брэнд) — на дисплей серии «Р» без слез смотреть невозможно, он годится только для блуждания по меню и грубой оценки кадра в целом. Ну, еще гистограмму посмотреть… У пожилых» Leaf’ов экраны побольше диагональю и они даже сенсорные, однако качество сильно уступает даже дешевым мыльницам-одногодкам. Hasselblad начал ставить вменяемые экраны начиная с моделей 39Мп — этот список можно продолжить, но везде прослеживается схожая тенденция.

Раньше производители упирали на необходимость беречь заряд батареи и возможность мгновенного переноса изображения в компьютер по fire-wire. Сейчас как по команде стали ставить ультрачеткие и насыщенные цветом Retina-дисплеи. Маркетинг, что тут сказать…


Hasselblad 501CM, Phase One P20+, CZ Makro-Planar 120/4

Крепкий дуршлаг

До недавнего времени цифровые задники не имели даже элементарной защиты от таких факторов внешней среды, как пыль и влага. Просто потому что производители изначально предположили, что фотограф не потащит дорогущий задник под дождь и благоразумно ограничится студией. Открытые «бойницы» портов, решетки вентиляторов охлаждения и внешнее крепление батареи не способствуют жизнестойкости в экстремальных условиях. Одно из слабых мест — зазор между задником и камерой, куда с огромным рвением набивается всякая летающая в воздухе дрянь (так что даже «обрезиненные» новинки типа Phase One IQ и Leaf Credo в этом плане будут не сильно лучше).

Однако не стоит полагать, что цифрозадники такие уж нежные устройства — большинство из них заключено в крепкий металлический корпус и собрано на высококачественных компонентах. Добавьте сюда почти полное отсутствие движущихся частей и получите вполне надежный агрегат, более чем годный для использования в нормальных погодных условиях. При аккуратном обращении и нормально работающей электронике многие задники способны отработать не одну сотню тысяч кадров (были случаи, когда преодолевался рубеж в 1 млн.!) Не забудем тот факт, что СФ-камеры в своем большинстве также не рассчитаны на экстрим и черту разумного все же переступать не стоит.

Отдельно хочу отметить задники Phase One серии P, с которыми мне приходилось иметь дело вплотную. Это фактически монолитный кусок фрезерованного алюминия, способный выдержать вес слона (это не шутка — наwww.phaseone.com есть рекламные ролики, где заднику выпадают испытания и похлеще). Хоть я и не ронял свой рабочий экземпляр, но думаю, что такой задник без особых последствий переживет падение на асфальт с высоты человеческого роста. Если, конечно, сенсор закрыт такой же «пуленепробиваемой» родной крышкой :)

Да, забыл сказать про один жирный плюс — в отсоединенном от камеры состоянии матрица цифрозадника совершенно открыта. Нетривиальная для зеркалок процедура чистки сенсора в данном случае решается парой взмахов кисточки или микрофибры, смоченной в специальном чистящем растворе.

Недомобильность

До определенного момента своего развития задники могли работать только в связке компьютером (в лучшем случае — с «наладонным» ПК) — в некоторых не то что батареи, даже разъема для карт памяти не было (Phase One серии H, Leaf Valeo и другие)! Соответственно, просмотр отснятого материала был возможен только на внешнем мониторе — и речи не шло о том, чтобы утащить задник куда-нибудь на природу. Какое-то время существовали переходные варианты с носимой внешней батареей и банком данных, но реальным «прорывом» все же стало использование компактного источника питания — первым стал уже упомянутый Kodak DCS Pro Back 645, имеющий полностью самодостаточный конcтруктив (Li-ion батарея + слот для карт памяти CF на борту).

Начиная с серии «P» полностью мобильными стали задники Phase One, Leaf подоспел со своими Aptus’ами, а Sinar анонсировал линейку eMotion. Отдельно хочется заострить внимание на том, что для питания задника и камеры в общем случае используются раздельные батареи — что доставляет определенные неудобства в работе (необходимость возить с собой две зарядки, зависание камеры/задника при разряде одной из батарей). Исключение составляют некоторые системы полузакрытого типа, такие как Hasselblad H3Dи Leaf AFi, которые используют один источник питания.

Кстати, срок работы даже относительно «свежих» и емких батарей ничем особенным не поразит — полного заряда хватает обычно на 150-200 снимков. Так что иметь запас в количестве 3-4 штук не помешает однозначно. Для большей мобильности.

Меняем не глядя

Технические и полевые камеры, а также некоторые модели среднеформатных зеркальных систем интегрируются с цифровыми задником исключительно на механическом уровне. С одной стороны, это позволяет использовать один и тот же задник на различных системах даже без «пересадки» платы крепления к камере (возможность такой операции предусмотрена во многих задниках). С другой, накладывает ряд существенных ограничений о которых пойдет речь ниже.

Неполные EXIF-данные
Т.к. связь с камерой односторонняя и ограничена сигналом «затвор открыт — затвор закрыт», данные о типе объектива, фокусном расстоянии, диафрагме и т.п. информация напрочь отсуствует. Задник пишет в EXIF лишь выдержку и те параметры, которые были выставлены в момент съемки и длительность экспозиции.

Сдвиг цвета (Color Shift или Lens Color Cast)
Одна из наиболее существенных проблем при использовании цифрозадников в связке с техническими камерами, которая напрямую связана с особенностями устройства CCD-матрицы (впрочем, CMOS подвержен тем же «болезням»). Светоулавливающие ячейки наиболее адекватно реагируют на свет, падающий перпендикулярно плоскости сенсора. Большинство же широкоугольных объективов для СФ и БФ-камер проектировалось в пленочную эпоху и их оптические системы не учитывают углов падения лучей на края матрицы. Пленке практически без разницы, под каким углом ее экспонируют — а вот чувствительность ячеек цифровой матрицы зависит от этого фактора очень сильно. Помимо ожидаемого виньетирования возникает неравномерный по полю сдвиг цвета (группы ячеек разного цвета реагируют тоже по-разному).

Если ячейки матрицы снабжены микролинзами для большей чувствительности, то сдвиг цвета проявляется еще сильнее (по этой причине многие форматчики, использующие в работе цифровые задники, предпочитают матрицы без микролинз). Старые модели цифрозадников были разработаны преимущественно для среднеформатных зеркалок, конструкция которых предполагает использование т.н. «ретрофокусной» оптики. Поэтому использование широкоугольных «пленочных» объективов (на длинном фокусе такой проблемы нет) в общем случае нежелательно. Использование «подвижек» (сдвиг и наклон плоскости фокусировки) приводит к аналогичной проблеме, правда оптическая система в данном случае существенной роли не играет.

В общем случае сдвиг цвета можно минимизировать, используя особые версии объективов от Rodenstock (серия Digital) и Schneider-Kreuznach (серия Digitar) — специально спроектированные для цифровых сенсоров. Понятно, что такая оптика стоит на порядок дороже «пленочных» собратьев, хоть и обещает определенный прирост качества.
Другой путь — скомпенсировать эффект программным способом, но для этого нужно формировать специальный профиль для каждого отдельного случая. Выглядит это примерно так: вы снимаете основной кадр; потом закрываете объектив молочной крышкой и делаете т.н. «калибровочный кадр»; затем (на этапе постообработки) загоняете его в С1 и применяете вновь созданный профиль к основному кадру (бонусом уходят пылинки и виньетирование). К сожалению, не получится иметь заранее сформированные профили на все случаи жизни — картина меняется каждый раз, когда вы меняете объектив или смещаете его относительно сенсора.

Синхронизация
Для сопряжения цифрового задника с камерой используется синхрокабель, подключаемый к стандартному гнезду X-sync. Принцип работы синхроразъема предельно прост: электрическая цепь разорвана при закрытом затворе и замыкается на время отрабатывания камерой выдержки.
Цифровому заднику в общем случае важно «знать» две вещи: момент, когда свет начал поступать на матрицу и момент его отсечки (полезный сигнал отсуствует) — без внешнего управления задник снимать попросту не способен. Синхроконтакты большинства современных камер с электронно-механическим затвором дают «отмашку» только на старт, тогда как сигнал окончания экспозиции отсутствует напрочь (что неудивительно, ведь прямое предназначение синхры — это «поджигать» вспышку). В этом случае роль «суфлера» выполняет специальная шина данных (серия контактов на заднике), обеспечивающая необходимый уровень коммуникаций между блоками системы.

Завершение процесса экспозиции проблем не представляет, задник просто прекращает считывать сигнал с матрицы спустя несколько милисекунд после «отбоя». А вот момент открытия шторок/лепестков затвора критичен в намного большей степени — попадание света на «неподготовленный» сенсор приводит к уже знакомому цветовому сдвигу. Данная «багофича» кочует не только от камеры к камере, но и напрямую зависит от типа сенсора его обвязки. Например, Phase One производит очистку сенсора (на ранние «фазы» серий H и P ставили Kodak) от остаточного заряда непосредственно перед съемкой — для этого ему необходим т.н. «упреждающий» сигнал, который реализован электронным (в случае с камерами Mamiya 645 AFD или Contax 645AF), либо механическим способом (Hasselblad V-серии, в которых перед открытием затвора специальный рычажок замыкает специальный контакт в заднике).

Технические камеры (оптика которых, чаще всего, оснащена либо механическими заторами Copal/Prontor либо электронно-механическими Rollei/Sinar) обычно требуют соблюдения определенной процедуры перед съемкой: первое срабатывание затвора приводит задник в «боевую готовность», второе непосредственно формирует изображение. Промежуток между этими 2-мя срабатываниями не должен превышать нескольких секунд, иначе задник выдаст ошибку. В случае с длинными выдержками это может доставить определенное неудобство, поэтому некоторые фирмы (немецкая Kapture Group) производят специальные триггеры, ставящиеся в «разрыв» между спусковым тросиком и синхроконтактом. Триггер срабатывает либо автоматически, либо активируется кнопками (их обычно три — «проснись!», «начало экспозиции» и «конец экспозиции»). Кстати, использование внешних триггеров — единственно возможный путь, если приходится иметь дело с беззатворной или лишенной стандартного синхроконтакта оптикой. В одной руке триггер, в другой тросик, в третьей (придется отрастить!) держим фильтр или белую карточку для калибровочного снимка — ну, вы меня поняли :) Никто не говорил, что будет легко.

Цифровые задники с сенсором Dalsa (прежде всего Leaf и Sinar) — немного другая история. Они вполне эффективно справляются с «ранним светом» и упреждающий сигнал им не нужен, что сильно упрощает процесс съемки на «механике».


Hasselblad 501CM, Phase One P20+, CZ Makro-Planar 120/4